РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Базарбекова Рабига Жолшиевна

К.п.н., препод. КазНПУ им Абая

г. Алматы, Казахстан

 

    Прейдя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового. Создание такой атмосферы – дело сложное, но необходимое.

За последние два-три десятилетия психология пе­рестала быть кабинетной и теоретической наукой. С возникновением новых направлений и методик (НЛП, гештальт-терапия, арт-тренинг) она обогатилась огромным количеством эффективных приемов, которые действительно работают.

В современной психологии и педагогики под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было.

Творчество – это, прежде всего умение, отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках литературы, в частности при работе над художественными произведениями.   На уроках литературы формируется личностное отношение к прочитанному. Познание здесь происходит через переживание и проживание жизни вместе с литературным героем с учетом своего личного жизненного опыта. Ученик занимает позицию соавторства. При прочтении литературного произведения первоначально происходит понимание, а затем познание. Познание позволяет делать собственные выводы, прежде всего для самого себя. Л. С. Выготский писал: “Само по себе произведение никогда не может быть ответственно за те мысли, которые могут появиться в результате его” [1].

   Понять художественное произведение и литературу вообще можно через рефлексию (один из способов создания на уроке условий проживания, переживания вместе с литературным героем). Существует несколько понятий рефлексий разных ученых.

 Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: «Рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания». В современных энциклопедиях рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Взрослые же должны научиться видеть ростки творчества в детском восприятии окружающего. Поэтому задача не в разработке методики написания сочинений, а в поисках условий организации литературного творчества. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

  Очень важным при создании рефлексивно – познавательной среды на уроке является организация на уроке пространства и времени с целью проживания той эпохи, в которой было создано литературное произведение. При этом рамки урока как бы раздвигаются.

Образно-рефлексивная процедура "Дерево".

1)  Учитель предлагает детям представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлексивными действиями будем понимать:

·        готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

·        умения обретать новый смысл и ценности;

·        умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

·        умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений [2, c.42].

 

 Темы творческих сочинений могут быть различными, например, “ Разговор березки с жаворонком”, “Жалобы воробья”, т.д.

Для развития уровня творческого мышления можно использовать разные игры. Игра активизирует творческое мышление детей. Игры на развитие литературного творчества включают в себя:

-игры на овладение художественными средствами («Что на что похоже», «Римфы»)

- на анализ авторского текста («Докажи», “Объявление”)

- на создание собственных текстов («Одна буква», «Гибриды”)

  «Гибриды”, задача играющих – составить высказывание из частей известных устойчивых выражений: пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз – так, чтобы получилась правильная фраза с новым неожиданным смыслом. «Скрестив» пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и «Скучен день до вечера, коли делать нечего», получаем здравый совет: «Семь раз отмерь, коли делать нечего»

Коммуникативная игра «Объявление».  (работа в малых группах с элементами состязания).  Дети составляют вариантов устных и письменных объявлений об авторе, о произведений или о каком нибудь детале.

Для развития творческого воображения детей можно применять фокальный метод. Работа в группах с целью получения нового объекта (или усовершенствования) с помощью метода фокальных объектов (тема "В поиске сильных решений"  может быть организована следующим образом:

·        придумать новые часы;

·        усовершенствовать фломастер;

·        придумать новую пуговицу;

Спикеры групп представили полученные результаты: 
1 группа: ароматные быстроходные часы с лепестками, на которых расположены дни недели; 
2 группа: хищный, всегда желтый фломастер с банановым вкусом; 
3 группа: звуковая страшная пуговица, застегивающаяся с помощью магнита; .

Методом фокальных объектов можно легко получить до 10 различных вариантов новых объектов [3].

Способы стимулирования творческих способностей.

·        обеспечение благоприятной атмосферы;

·        предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

·        доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики;

·        поощрение высказывания оригинальных идей;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

 

 

 

Литература:

1)     1. Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.: Союз,1997.- 96с.

2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 384 с.

3. Г. В. Терехова. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе ( методические материалы к программе «Уроки творчества»). Центр:»ТРИЗ технологий», 2004.