Филологические науки/ 7. Язык, речь, речевая коммуникация
К.ф.н. Бердникова Т.В.
Саратовский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия
Особенности речевого поведения персонажа в по
Поэтический текст вызывает «интеллектуальное
напряжение», «эмоции творческой власти над языком» [Б.А. Ларин]. Эта творческая власть над языком приобретает в
поэзии определенные черты, которые проявляются и в такой текстовой категории,
как речевое поведение персонажа.
Речевое поведение – понятие, которое принадлежит
речевой коммуникации. Оно включает в себя особенности воспитания, атмосферу, в которой
он вырос, среду его общения, а также особенности языковой личности говорящего.
В поэтическом тексте понятие «речевого поведения» также актуально. «Речевое поведение
персонажа – это совокупность всех речевых актов, рассмотренных не только с
точки зрения собственно языковых примет <…>, но с точки зрения мотива,
самого смысла и результата высказывания, предопределяющих характер общения, его
психологическую, прагматическую и эстетическую тональность» [Ильенко 2008: 29].
В системе поэтического текста, где основным
«действующим лицом» является лирический герой, возможно говорить о речевом
поведении лирического героя. Речевое поведение лирического героя является
текстовой категорией, поскольку, наряду со всеми элементами, образует
художественное целое поэтического текста.
Лирический герой – это «образ поэта в лирике,
объективация авторского «я» в лирическом творчестве. <…> Своего рода
художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических
композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в
качестве лица, наделенного жизненной определенностью личной судьбы,
психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической
определенности» [Лермонтовская энциклопедия 1999: 258-259].
Речевое поведение лирического героя представлено
в диалоге, поскольку в нем реализуются стратегии и тактики собеседников. Диалогическая
структура лирического произведения – это совокупность истинного диалога с
реплицированием адресанта и адресата и неполных диалогов с инициальной репликой
(т.н. квазидиалогов) вместе с ремаркой автора или участника диалога, включающей
звуковой, жестовый, эмотивно-интеллектуальный и ситуативный комментарий к
репликам.
Речевое поведение реализуется в речевых партиях
персонажа. «Речевая партия персонажа – это компонент
(слагаемое) речевого поведения, обладающее всеми его обобщающими свойствами, но
будучи проявлением более конкретным, она всегда обусловлена условиями общения:
1. сложившейся вокруг персонажа более частной ситуацией и 2. включением
элементов, отражающих, как правило, нравственный потенциал общающихся» [Ильенко
2008: 40].
Особенно ярко речевое поведение лирического
героя проявляется в поэтической системе М.Ю. Лермонтова.
В стихотворении «Не смейся над моей пророческой
тоскою» в речевой партии лирического героя передается коммуникативное намерение
лирического героя через чувства к своей возлюбленной выразить ощущение
собственного одиночества: Не смейся над
моей пророческой тоскою;/ Я знал: удар судьбы меня не обойдет;/ Я знал, что
голова, любимая тобою,/С твоей груди на плаху перейдет;/ Я говорил тебе: ни
счастия, ни славы/ Мне в мире не найти; настанет час кровавый,/И я паду, и
хитрая вражда/ С улыбкой очернит мой недоцветший гений;/ И я погибну без следа/
Моих надежд, моих мучений./ Но я без страха жду довременный конец./ Давно пора
мне мир увидеть новый;/ Пускай толпа растопчет мой венец:/ Венец певца, венец
терновый!../ Пускай! я им не дорожил// [Лермонтов: электронный
ресурс].
Ощущение одиночества свойственно лирическому
герою М.Ю. Лермонтова. Ю. Айхенвальд отмечает, что «сам Лермонтов
был одинок, «как замка мрачного, пустого ничтожный властелин», что песни земли
долго казались ему скучны, что было ему и скучно, и грустно («мне скучно в
день, мне скучно в ночь»), - это слишком ясно для всех его читателей. Несмотря
на свою глубокую восприимчивость ко звукам небес, на изумительный внутренний
слух, он долго не находил себе утешения в этой возвышенности своей природы и
его давило «жизни тяготенье»: свое тяготение имеет не только земля, но и жизнь [Айхенвальд:
электронный ресурс].
В этом лирическом стихотворении активно
используется такая грамматическая форма, как повелительное наклонение, которое
передает желание лирического персонажа, его волеизъявление.
Речевая партия иного типа представлена в
стихотворении «Благодарность» (1840): За
все, за все тебя благодарю я:/ За тайные мучения страстей,/ За горечь слез,
отраву поцелуя,/ За месть врагов и клевету друзей;/ За жар души, растраченный в
пустыне,/ За все, чем я обманут в жизни был.../ Устрой лишь так, чтобы тебя
отныне/ Недолго я еще благодарил// [Лермонтов: электронный ресурс].
Стихотворение построено на анафорическом
повторе, который в итоге приводит к афористичному завершению. Речевая партия
персонажа строится на противопоставлении значения слова «благодарить» и тех
явлений, за которые «благодарит» лирический герой (тайные мучения страстей,
горечь слез, отраву поцелуя, месть врагов, клевету друзей, жар души,
растраченный в пустыне, все, чем я обманут в жизни был). Возникает ирония,
поскольку благодарность звучит как упрек Всевышнему (Устрой лишь так, чтобы тебя отныне/ Недолго я еще благодарил). В
этом контексте слова лирического героя звучат как вызов Создателю.
Речевая партия лирического героя в стихотворении
представляет собой выраженное в грамматической форме повелительного наклонения
волеизъявление персонажа, которое пересекается с эксплицитно выраженным
чувством одиночества.
Литература:
Лермонтов
М.Ю. Стихотворения // URL: www.lib.ru (Дата обращения:
26.04.2011).
Лермонтовская
энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. – М.: Большая российская энциклопедия,
1999.
Айхенвальд
Ю. Лермонтов // URL:
http://az.lib.ru/a/ ajhenwalxd_j_i/text_0106.shtml (Дата обращения: 26.04.2011).
Ильенко С.Г.
Лингвистические аспекты пушкиноведения. Избранные статьи. – СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2008.