Филологические
науки/Родной язык и литература
Аспирант
Матюшкина Е.Н.
Российский государственный педагогический
университет имени А.И. Герцена
Свобода и ответственность личности как взаимосвязанные философские
категории в исторической прозе Б. Окуджавы
Историческая проза Б. Окуджавы
представляет собой художественную систему с единой повествовательной и мотивной
структурой, историософской концепцией: отказ от явного противопоставления
истории и современности, присутствие истории в судьбе каждого отдельного
человека. История, с точки зрения писателя, может быть представлена как
проблемное «поле», полярности которого образуют бытийное напряжение, в котором
«частный» человек обретает себя и свой смысл.
В контексте исторической прозы Б. Окуджавы
(это, в первую очередь, романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с
Бонапартом») одной из основных категорий является «свобода», характеризующая
сущность человека и его бытие. Через все произведения автора проходит мысль о
том, что изолированности человеческой свободы от истории вообще не существует.
Можно в этой связи привести слова из романа «Путешествие дилетантов»: «его предшествующая жизнь, короткий промежуток
мнимой независимости и мнимой свободы, была воистину независима и
свободна» [1, С. 211]. Необходимо отметить, что тема свободы не случайно
актуализируется в творчестве Б. Окуджавы именно в годы «застоя», когда
«шестидесятники» почувствовали разочарование в прежних представлениях о свободе
личности и своего творческого самовыражения в целом. Становится очевидным,
почему фраза, произнесенная Лавинией в романе «Путешествие дилетантов»: «Да
здравствует свобода!» настойчиво повторяется в стихотворении 1975 года
«Божественная Суббота»: «Дыши, мой друг, свободой» - жизнь человека для Б. Окуджавы равнозначна не отчужденным силам
истории, а духовной свободе. В романе происходит сближение мотивов бегства и
свободы, героям необходима внутренняя свобода, «путешествие» же есть их выход в
другое ментальное измерение. Не будет преувеличением сказать, что личность
истинно свободна для автора тогда, когда она осуществляет выбор самостоятельно,
без принуждения со стороны внешних сил. Эта мысль в произведении изложена
Мятлевым: «Как сладко осознавать себя личностью. Какие блаженства сулит мне моя
решительность! <…> Пусть государь
и его ближайшие слуги выдумывают уставы
и определяют необходимый цвет исподнего <…> Вольному воля» [1, С. 184].
Идея свободы в романах Б. Окуджавы
обусловливает меру нравственной ответственности человека за каждое историческое
событие, так как только свободный человек может принять на себя
ответственность. Наличие и степень ответственности определяются для писателя,
прежде всего, собственно нравственными чувствами и представлениями персонажа.
Ответственность предполагает у человека чувство долга и совести, сделанный
выбор, принятое решение означают, что он готов взять на себя всю полноту
ответственности и даже за то, что не мог предусмотреть. Эта мысль становится основной
для последнего исторического романа Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом»,
который неоднократно сам писатель называл лучшим своим произведением. Ни один
из героев не остается безучастным к происходящему, осознавая всю меру своей
ответственности. Так, генерал-майор в отставке Опочинин, находясь в своем
имении Липеньки, продумывает план освобождения России от Наполеона, даже если
для этого придется пожертвовать собственной жизнью: «Император Александр нервничает в
Петербурге, поджимая обиженные
губы и негодуя на своих полководцев. Горячий Багратион
интригует против осторожного Барклая, Тимоша бьет по щекам липеньского старосту,
распорядившегося высечь мужика перед лицом гибели отечества. Я приготовляю нечто в надежде
разом облагородить искаженный
лик истории <…> Когда обед
достигнет апофеоза и все слова будут сказаны, я совершу предназначенное, подожгу
фитиль <...> И вот белые губы молвы разносят, что лазутчики
Багратиона спасли Россию в тот самый
момент, когда старый безумец Опочинин потчевал Бонапарта обедом и расточал
хвалу французам?» [2, С. 276-277]. Герой не может остаться равнодушным, даже
если его идеи выглядят абсурдными, явно преувеличивая его собственное значение
в потоке истории. События же в охваченной пожаром Москве представлены глазами
французской «певички» Луизы Бигар. В ее словах звучит горечь, разочарование в
прежних идеалах и представления: «Ведь это был мой император, победами которого
я там, во Франции, не раз восхищалась. Теперь же чувство вины не покидало меня,
и, когда я пыталась
представить себе этого
человека, поселившегося в
Кремле <…> А я? Если бы
они знали, что бушует во мне!» [2, С. 377]. Показательно, что события,
происходящие в Москве, читатель узнает только по «горестным воспоминаниям о минувшем»
героини, которая только шесть лет прожила в ней. Однако Луиза Бигар не снимает
с себя ответственности за действия своих соотечественников: «Мне было стыдно, что я француженка, что мои
соотечественники прервали нашу милую, почти беззаботную жизнь» [2, С. 369]. В
представлениях еще одной героини романа, Варвары Волковой, недопустимо любое
насилие, проявление любого зла: «Подумать только, лишили жизни императора Павла
и почти все веселятся и ликуют! Он был отнюдь не дурным человеком, но публика всегда печется о собственных
выгодах, а все остальное ее мало
касается. Впрочем, если уж стремиться
быть справедливой, ему были присущи и тяжелые
недостатки <…> Я даже, помню,
краснела всякий раз, как
слишком громко хохотали, слишком истерически поздравляли друг
друга с падением тиранства» [2,
С. 419].
Так, концептуальными становятся при
анализе исторических романов Б. Окуджавы оппозиции: свобода-выбор-личность,
свобода-ответственность. В целом же русскую интеллигенцию всегда
характеризовала склонность сопрягать идеи свободы с мыслями о значении
исторической личности, об ответственности человека, обладающего достаточной
долей свободы, за происходящее, за судьбу не только России, но и всего мира.
Литература:
1.
Окуджава Б.Ш.
Путешествие дилетантов. – М.: Известия, 1986
2.
Окуджава Б.Ш. Свидание с
Бонапартом // Избр. соч. в 2 т. – М.: Современник, 1989. – Т. 1.