Право/1.Истроия государства и права
Шапиро И.М.
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов,
Россия
Юридическое равенство и
правозаконность.
С гармонизацией интересов личности, общества и государства
взаимосвязано состояние законности в стране,
которое выступает в качестве
индикатора легитимности и легальности власти, издающей общеобязательные
нормативные акты.
Сущность, принципы,
социальное назначение права, его ценностный потенциал могут наиболее полно проявиться лишь в условиях
гражданского общества
и правового государства. При этом сущность и принципы права, находясь в основе
правового закона, также лежат в основе законности.
Законность представляется сложным
социально-правовым явлением, отражающим уровень правовой организации общества,
а также связь закона и индивида.[1] Следовательно, неразрывно связана с понятиями «закон», «право», «правомерность»,
«юридическое равенство». Она является частью
правовой системы, а право играет в ней определяющую роль, рассматривается как неотъемлемое качество правовой
системы.[2]
Однозначной
позиции по поводу соотношения права и закона не выработано. Однако право и закон можно представить в
следующем виде:
·
Закон - это реальная
объективная форма выражения права, а право обеспечивает гармонию этой формы и
содержания (общих правил поведения).
·
Право не может
действовать за пределами своей формы (закона), поэтому, закон и есть форма
реальной жизни права. «Все современные системы права одеты в мундир
законодательства»[3].
·
Право порождается Обществом
(наукой от имени общества), а закон есть результат деятельности
государства, представляющего собой подсистему Общества, объективный механизм
управления Обществом. Следовательно, право иерархически выше закона.
·
Не вытекающий из права
закон юридически ничтожен.
·
Содержание закона может
быть «неправовым», следовательно, закон может быть формой без содержания. Содержание
закона может определяться на основе общих естественно-правовых начал и с учетом
конкретного исторического периода развития
общества.
Законность
рассматривается как основа разумной жизнедеятельности гражданского общества,
всех звеньев его политической системы, распространяя свое действие на наиболее
важные сферы человеческой жизнедеятельности (частную и публичную). В этой связи
она вносит в жизнь общества и государства объективную гармонию, гарантирует
справедливую дифференциацию интересов людей.
Таким образом, законность представлена как комплексная категория,
выражающая эффективность права и
охватывающая различные стороны правовой системы, отражающая взаимосвязь и взаимодействие, как отдельных
элементов правовой системы, так и
практическое воздействие властной воли на действия и инициативность субъектов
права, отношение к законам со стороны общества. Содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих правовые
предписания, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих их формирование, реализацию и
защиту.
Таким образом,
режим законности в правовом государстве допускает наличие двух взаимосвязанных
факторов:
-
действующего,
четко сформированного законодательства, соответствующего потребностям и
интересам общества и государства;
-
объективной и реальной реализации
положений законов и подзаконных правовых актов государственными органами,
должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
Таким образом, законность в современном Российском государстве есть принцип, метод, режим формирования и
функционирования правового государства и гражданского общества, в основе
которых лежат строжайшее соблюдение законов всеми и равенство всех перед
законом и судом.[4]
Современная законность представляет собой средство
обеспечения стабильности правовой системы. При этом законность является частью
правовой системы, а
право играет в ней основополагающую роль. Законность формирует такое состояние общественной и
государственной жизни, которое охраняет личность от произвола власти, массу
людей - от анархии,
общество в целом - от насилия, государство - от беспорядка.
Представленные исследования понимания права и законности
необходимым образом
предполагают выяснение их соотношения между собой.
Юридическое содержание права и законности характеризуется единой
государственно-волевой формой установления общих прав и обязанностей, равной
меры свободы и ответственности субъектов. Однако, право и законность, взаимодействуя,
дополняя друг друга, имеют и ряд принципиальных отличий, которые можно свести к
следующему. Прежде всего, они различны по своей направленности и основным
чертам: право – это установленные законом воля и интересы государства, их
объективированная форма, имеющая нормативную определенность. Законность – это
реальное выражение права, качественная сторона юридической деятельности
субъектов права и их правового поведения.
Право и
законность отличаются этапами реализации воли и интересов власти и общества.
Право – это начальный этап, на котором происходит оформление и преобразование
воли и интересов государства в обязательные для всех правила поведения, их
объективирование. Законность есть не что
иное, как форма реализующегося права, правовое качество нормативных и
правореализационных актов, процесса их реализации. [5]
Право и законность несут различную правовую и функциональную нагрузку.
Право представляет собой юридическую основу правопорядка, законность – средство
установления правопорядка. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы
участников правоотношений.
Право и законность отличаются по связям и зависимости. Если право
выступает как причина, то законность как следствие, если право является возможностью
регулирования общественных отношений, то законность – реальностью их
реализации.[6]
Таким образом, сходство, различия и
взаимодействие данных категорий
имеет существенную правовую значимость для развития современной идеи правозаконности в правовой науке.
В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы
поведения должностных лиц, его представляющих, так и запреты для граждан, исходя из
сбалансированности интересов и потребностей личности и общества. Осуществляя
свои субъективные права, субъект права должен осознавать и свои обязанности,
тем самым обеспечивая и гарантируя индивидуальную свободу других субъектов
права.
Наличие правовых законов и эффективность их воздействия на общественные
отношения является показателем развития правового государства и гражданского
общества, предпосылкой их успешной эволюции, стабильности политико-правовой системы, гарантией
обеспечения и охраны прав и свобод
человека и гражданина и их сбалансированного существования.
Право и государство являются продуктом жизнедеятельности общества, их становление и развитие представляет собой единый
процесс, а право формируется при непременном участии государства и общества.
«Право, правовое государство, правопорядок, правоохранительная
деятельность, в конечном счете - не самоцель, а лишь специфические социальные формы и средства упорядочения и
регулирования совместной жизнедеятельности людей.
Их конечная цель состоит в том, чтобы добиться от каждого члена сообщества
такого поведения, которое способствовало бы нормальному функционированию и развитию как социального сообщества в целом, так и
каждого его члена».[7]
Таким образом, правопорядок представляет собой итог
действия законности, реализованной свободы субъектов общественных отношений.
Свободное, а не навязанное воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей
индивидов предполагает демократический образ жизни, реальную демократию,
характеризует гражданское общество как общество правопорядка.
В единстве эти факторы создают правовую основу объективной демократии,
концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования
общественных отношений.
Таким образом, правозаконность можно представить как политико-правовой
режим, в рамках которого обеспечивается
соблюдение всеми субъектами юридических предписаний,
а также соответствие законов общеправовым принципам. Выступая, как
необходимая форма государственной политики, а в цивилизованном обществе, как
основная ее форма, политика в котором
осуществляется через закон и на основе закона, она одновременно является
показателем положения личности в обществе, инструментом охраны субъективных неотъемлемых
прав и их реализации.
Режим правозаконности характеризуется реализацией принципа верховенства закона, правовым характером законов, что
позволяет отразить в законодательстве баланс
публичных и частных интересов, которые гармонично сочетаются в
законодательстве.[8]
Правозаконность имеет двойственную социально-нравственную и государственно-правовую природу. По нашему мнению,
частью режима правозаконности является издание нормативных актов и их
реализация, осуществляемая посредством мотивированной оправданной деятельности
субъектов правоотношений. Нужно подчеркнуть, что режим правозаконности предполагает
формирование единой правовой системы, её
непротиворечивость, соблюдение её иерархической
соподчинённости согласно юридической силе предъявление особых требований
к качеству законов, правотворческому процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что правозаконность является основой
нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества в целом и личности, в частности, всех звеньев политической
системы и действующего в ней политико-правового режима, обеспечивающего эффективную
реализацию законов, воплощающих в себе идеи справедливости, индивидуальной свободы личности, уважения прав человека
и формального юридического равенства, достижение реального баланса между
публичными интересами государства и частными, корпоративными
интересами.
С точки зрения правозаконности необходимо, чтобы абсолютно все законы были правовыми. Правовой закон, как и право
вообще, это не самоцель, а социально обусловленные исторически сложившиеся
всеобщие формы выражения, организации, упорядочения и реализации защиты прав и свобод
человека и гражданина.[9] То есть, с точки зрения правозаконности, правовой
закон должен соответствовать требованиям права как всеобщей, необходимой формы
и равной меры (нормы) индивидуальной свободы, выражать идеи справедливости,
юридического равенства, и неотъемлемых прав
человека. «Справедливость это не только цель, идеал, но и фактическое условие
нормальной жизнедеятельности общества.
Юридическая справедливость соотносится с идеей правовой свободы и способствует
укреплению законности».[10]
Справедливость
лежит в основе формально-юридического равенства, которое характеризуется равенством субъективных прав и обязанностей в
единых условиях, равенством в законе
и перед законом и судом, перед государственными органами, а также правом на равный доступ к правосудию и равную
защиту прав законом и равной ответственностью. Следовательно, юридическое равенство
можно рассматривать, как свойство правового способа регулирования общественных отношений, при котором субъекты
правоотношения выступают как формально юридически равные, поскольку имеют
равную возможность осуществлять свои права и равный доступ на защиту своих
прав. Юридическое равенство людей неизбежно
включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал
общественного устройства. Выражаемая в государственно-правовых формах свобода,
ее пределы, количественные и качественные характеристики определяются
достигнутым уровнем социально-исторического развития людей в целом и индивида в
частности. «Люди свободны в меру их
равенства и равны в меру их свободы... Историческое развитие свободы и
права в человеческих отношениях
представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально
(юридически) свободных личностей».[11]
Таким образом, индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с
общественным началом
формально-юридического равенства. Предоставление равных правовых возможностей
для выбора формы правового поведения субъекта с учетом установленных
государством законодательных пределов его индивидуальной свободы, при котором
социальное сообщество будет нормально функционировать и развиваться, определяет
степень соблюдения законов всеми субъектами и обеспечения гарантий защиты их
прав со стороны государства, а, следовательно, характеризует показатель
соблюдения режима правовой законности,
не только со стороны индивида, но и общества в целом. Следовательно, основополагающее
значение приобретает, юридическое
равенство, равенство всех перед законом и судом, действующее в праве
объективно, как особое явление и эффективное средство выражения в праве
действующих установок и требований правовых явлений - свободы, справедливости,
ответственности. Юридическое равенство, равенство всех перед законом и судом
занимает центральное место в борьбе за права и свободы личности, в
установленных законодательством пределах и равным правовым способом.
Обеспечение формального юридического равенства, равенства всех перед законом и
судом и обязанности соблюдать законы лежат в основе содержания законности,
которая позволяет характеризовать данную категорию, с одной стороны, как
правовую проблему с позиции соотношения субъективных прав и юридических
обязанностей индивидов, с другой стороны, в спектре ее роли в демократизации
общества и повышения эффективности государственно-правовой политики.
Таким образом, юридическое равенство объективно закрепляется
государством в законодательстве, обобщая единую волю и интерес государства и
общества, не учитывая фактических социальных различий субъектов. Юридическое
равенство приобретает формальный нормативный характер и определяет начальный
этап формирования обязательных для всех правил поведения, благодаря
юридическому равенству различные интересы субъектов права обобщаются и
закрепляются равным образом для каждого.
В силу объективности юридического равенства возможно правовое
регулирование общественных отношений, так как правовые условия жизни каждого не
отличаются друг от друга, в данном случае применяются и общие правовые нормы
регулирования, и правовые последствия поведения субъекта в виде нарушения
данных норм, следовательно, юридическое равенство лежит в основе правопорядка и
правозаконности и является регулятором общественных отношений.
Таким образом, юридическое равенство – это объективное свойство
права, основанное на началах справедливости и характеризующее право как равную
меру свободы и ответственности субъектов в обществе в условиях баланса
публичных интересов государства и частных
интересов личности, достигаемого посредством политико-правового режима
правозаконности.
Литература:
1. Диденко Н.Г., Селиванов В.Н. Право и свобода // Теория
права и государства. – 2000. – № 5. –
С. 35.
2. Теткин Д.В. Законность как реальное выражение права /
Диссер. на соискание уч. степени к.ю.н. – Тамбов, 2007. С. 100.
3. Мушинский В.О.
Правовое государство и
правопонимание // Советское государство и право - 1990. № 2.-
С. 24.
4.
Байтин М.И. Законность и правопорядок в условиях
формирования правового государства // Становление правового порядка в
Российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы).
Саратов, 1995. С. 23; Сущность права.
Саратов, 2001. С. 246; Сущность права.
2-е изд., доп. М., 2005. С. 344;
Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. С. 300–301
5.
Теткин Д.В. Законность
как реальное выражение права / Диссер. на соискание уч. степени к.ю.н. –
Тамбов, 2007., С. 73.
6.
Придворов Н.А., Теткин
Д.В. Законность как реальное выражение права. // Ленинградский юридический
журнал. – 2008. – № 4 (14). С. 14.
7.
Макаров О.В. Соотношение права и государства //
Государства и право. 1995. №.5.С18.
8.
Фролов
В.В. Механизм обеспечения правозаконности в современной России
(теоретико-прикладные аспекты) – Монография. – С.-Петербург, 2002. – С. 7-8.
9. Нерсесянц В.С. Общая
теория права и государства. – М., 2000. – С.311
10.
Биктасов O.K.
Справедливость и законность в деятельности органов внутренних дел (теоретические проблемы) Дисс. канд. юрид. наук.
СПб: СПб. Ю.И. МВД РФ. – 1994. - С. 5.
11.
Нерсесянц B.C. Философия
права. М.: Изд. Норма-Инфра.М. 1998 С. 25.