М.А.Бутаева доцент кафедры социальных технологий ДГУ
Председатель союза женщин г.Махачкала
СТАТУС СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Ключевые слова: семья, ценностные
ориентации, семейный статус,
прагматическая, консенсусная, утилитаристская семья.
В статье на основе социологического
исследования излагается роль семьи в процессе формирования ценностных установок
личности.
Изучая положение семьи
в современном обществе, основанных на индивидуализме,
важности карьерного роста и самореализации, иными словами, Семья становиться менее важной ценностью в
общественном сознании.
Положение в семье,
семейный статус, определяют социальное самочувствие индивида в обществе, т.е.
создает благоприятные или неблагоприятные условия для активной трудовой
деятельности, следовательно, в целом формирует психологический климат.
Семейный статус
человека, как отмечают исследователи, является очень важным индикатором
социального самочувствия, его востребованности.
В данной
статье поставлена задача исследовать место семьи в системе социально-экономической и политической трансформации
российского общества.
Закономерно отразились на институте семьи,
соответственно, и на демографической ситуации в государстве, определяющие так
называемую демографическую
модернизацию (Демографическая
модернизация в России 1900-2000. 2006. С. 3),
подразумевающую, что «все помыслы человека сосредоточены на самореализации, свободе выбора, личном развитии и
индивидуальном стиле жизни, эмансипации, и это находит отражение в формировании
семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах
родительства» .
При исследовании роли семьи в дагестанском
обществе, автор ставил перед собой задачу выявить насколько изменилось
отношение респондентов к типам семьи. В научной литературе выделяются 4 типа
семьи:
1. патерналистская, в которой главой семьи является
мужчина, соответственно, функции по принятию важных решений, иными словами
«последнего слова» остается за ним;
2. прагматическая, в которой главой является тот член семьи, ориентирующий лучше в любой жизненной ситуации
и способный принять наиболее разумное, отвечающее потребностям семьи решение;
3. консенсусная,
для которой характерен диалог между супругами и важность учета мнения в каждой
из ситуаций;
4. утилитаристская, в которой
главенствует тот, кто материально больше зарабатывает для семейного бюджета.
Для дагестанского общества в
силу исторического развития, вероисповедания, характерно преобладание патерналистской
модели семьи над иными, независимо от места проживания, уровня материального
благосостояния, этнической и половой принадлежности
Семья сложное образование,
которое не обходится без конфликтов, обусловленные как субъективными, так и
объективными факторами.
К числу субъективных причин, лежащих в основе семейных конфликтов
можно отнести психологическую несовместимость супругов, «непослушание» супруги,
под которым подразумевают не невыполнение супругой непосредственных обязанностей,
а общение в чате, «виртуальная любовь, измена», которая в последнее время
становится причиной развода.
К числу
объективных причин относятся нежелание одного из супругов работать, низкий
уровень материальной обеспеченности, наркомании, алкоголизм, часто у
представителей мужского пола, реже у женщин, игромания, проблема разделения
обязанностей в семье и т.д.
Если ранее в дагестанском обществе считалось неприличным
указывать в качестве причины развода на материальную необеспеченность и разводы
были редки по этой причине, то в настоящее время, к сожалению, невозможность
супруга обеспечить материальный достаток для семьи, приводит к ее разрушению, а
это трагедия не только для женщины, но и для общества, ибо дети выросшие в
неполной семье испытывают определенный дискомфорт, считая себя неполноценными
среди своего окружения. Бичом для современной дагестанской семьи становится
игромания, которая разрушает семью, лишает е самого необходимого, вплоть до
лишения имущества.
В современный период необходимо понять сущность многоженства,
мотивы вступления во «второй» брак как у мужчин, так и женщин. Парадоксально, но
на такой шаг соглашаются женщины, занимающие определенный социальный статус
(материально обеспеченные, занятые на хорошей работе и т.д.), уяснить закономерности и механизмы, лежащие в основе этого относительно нового
демографического явления (рождение внебрачного ребенка). Конечно, проблема
состоит в том, что женщины сделавшие карьеру, добившиеся признания в обществе в
более зрелом возрасте осознают ценность семейных отношений, у них появляется
осознанное желание иметь полноценную и счастливую семью, ибо материальная почва
вроде бы подведена. Но они сталкиваются с проблемой – с проблемой найти
брачного партнера отвечающего их уже не материальным, а психологическим потребностям.
Впрочем, нельзя упускать из виду и такой
немаловажный фактор, как страх «остаться одной», которое проецируется как
невостребованность, соответственно, желание
иметь ребенка, чтобы как-то возместить упущенный в молодости шанс «быть
счастливой».
Полученные результаты являются основанием
для вывода, что семья, семейные ценности, счастливый брак, дети занимают
приоритетное место в иерархии материальных и
духовных ценностей дагестанцев. Более того, женщины соглашающие
выполнять роль «второй» жены, в основном делают выбор в пользу создания
полноценной, на их взгляд, семьи, что свидетельствует об их ориентированности
на семейные ценности, несмотря на могущее возникнуть в обществе их осуждение,
ибо такой выбор, надо полагать не самый желательный выбор женщины, а обусловленная
воздействием многих факторов жизненная ситуация.
БИБЛИОГРАФИЯ
Голод С.И. Социолого-демографический
анализ состояния и эволюции семьи // Социол. исслед. 2008. № 1; Федотова
Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социол. исслед. 2003. № 11; Гурко
Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений // Россия:
трансформирующееся общество // Под редакцией В.А.Ядова. М. 2001; Здравомыслова О.М. Семья: из
прошлого – в будущее //
Интернет-конференция
«Гендерные стереотипы в современной России», обоснованным будет говорить больше
о кризисе самого института брака, чем о кризисе семьи, не о потере ценности
категория «семья», обусловленные принятием в сознании россиян
либерально-демократических ценностей, обоснованным будет говорить больше о
кризисе самого института брака, чем о кризисе семьи, не о потере ценности
категория «семья», обусловленные принятием в сознании россиян либерально-демократических
ценностей, 01.05.06-07.07.06Цит. по: Захаров
С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход
// Отечественные записки. 2005. № 3 (23).
См.: Захаров С.В., Малева Т.М., Синявская О.В. Программа
«Поколения и гендер» в России: вопросы методологии // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и
обществе // Под ред. Малевой Т.М.,
Синявской О.Я. 2007.
Здравомыслова А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1986г.
Российский
статистический ежегодник. 2004. С. 121.