Экономические науки/6.
маркетинг и менеджмент
Смирнова А.Г., асс. Панчук А.С.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
им. М. Туган-Барановского
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В
МАРКЕТИНГЕ
Вся воспринимаемая человеком информация
имеет знаковое или аналоговое выражение. Сенсорные системы восприятия человека,
организуют внутреннюю модель мира в трёх формах: визуальных образах, звуках и
ощущениях.
Аналоговая
информация - это искажённая проекция
объективной реальности, организованная воспринимаемыми человеком визуальными
образами, звуками и ощущениями.
Знаковая
информация - это слова (в некоторых
контекстах восприятия - цифры или символы).
Реклама воздействует на две системы
восприятия: зрительную и слуховую. Необходимо помнить, что на расшифровку
текста (знаковой информации) требуется время и усилия (например, перегруженные
текстом стенды на автомагистралях просто не прочитываются водителями, а сложный
текст в рекламе для детей не усваивается). Аналоговая информация (образ),
напротив, быстро узнаётся на уровне сознательного внимания и напрямую
воспринимается подсознанием.
Удачное цветовое оформление интерьера
привлекает покупателей. Специальные исследования показывают, что 80% цвета и
света поглощаются нервной системой и только 20% - зрением. Между цветовым
решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная
зависимость. Достоверно изучено, что каждый цвет вызывает подсознательные
ассоциации и эмоции. Современные супермаркеты очень активно это используют и
привлекают нас обилием красок.
Согласно результатам, полученным в ходе
многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что
цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры
помещения и оценку удаленности объекта.
Восприятие цвета зависит от эмоционального
состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от
своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим
и не приемлет третьи. Восприятие цвета у человека сформировалось в результате
образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного
периода исторического развития. Также, цвет не только вызывает соответствующую
реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и
определенным образом формирует его эмоции.
Таким образом, с помощью выбора
определенного цвета можно управлять отношением потребителя к рекламе, а
создавая необходимую цветовую среду, можно вызвать у потребителя рекламы
требуемые эмоции.
Однако, влияния цветовых эффектов
отличаются среди различных культур. Для примера, белый – цвет смерти в
китайской культуре, но фиолетовый представляет смерть в Бразилии. Желтый –
священный в Китае, но показанная печаль в Греции и ревности во Франции.[1]
Ниже приведены некоторые
медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:
Красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ
опасности и запрета, показывает деятельный настрой. Красный выбирают люди
эмоциональные, влюбчивые. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым
или серым;
Оранжевый: жизнерадостный,
импульсивный, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме.
Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным
цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой
продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;
Желтый: стимулирует мозг,
привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.
Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость
этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его
не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше
применять в сочетании с зеленым;
Зеленый: успокаивает, снимает
боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность.
Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе
вызывает ощущение 'обделенности' и создает вялую атмосферу, поэтому должен
использоваться в сочетании с белым или синим;
Голубой: антисептичен,
эффективен при невралгических болях;
Синий: создает внутреннюю силу
и гармонию.Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные;
Фиолетовый: действует
на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани.
Фиолетовый выбирают люди, жизни которых наблюдается период неустойчивости;
Белый: символизирует чистоту.
Его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым,
Коричневый; вызывает ощущение
стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди,
находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять
(консервативные);
Черный: символизирует
изящество;
Розовый: ощущение слабости,
пустоты, а часто и слащавости;
Светло-зеленый: придает
холодность окружающей среде.
Специфика высококачественных
товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного
с красным или золотистым.
Также, цвет затрагивает и привычки людей.
Например, покупатели импульса отвечают лучше всего на красно-оранжевый, черный
и королевский синий. Покупатели, которые планируют и придерживаются бюджетов
ответят лучше всего на розовый, зажигает их синий и морской. Традиционно
потребители отвечают на пастельно-розовый.[2]
С точки зрения психологической
эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый
и рубиновый цвета. Обычно рекомендуется применять в рекламных целях
не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить
за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение
цветовой последовательности и не раздражает зрения.[1]
Визуальные образы воспринимаются гораздо
эффективнее, чем слова: за одно посещение магазина покупатель в среднем
прочитывает восемь слов. Разговор на языке цветов и форм намного эффективнее -
около 66% внимания люди уделяют именно цвету. Цвет и форма являются ключом к
узнаваемости товара на полке.[3]
Таким образом, сочетание цветов в рекламе
не только способно привлечь внимание к продукту, но может впоследствии даже
сформировать цветовую гамму самого бренда. Цвет – это мощный инструмент при
рекламе продукта, которым нужно грамотно распоряжаться. Для этого надо
учитывать, что означает каждый цвет с точки зрения медицины и психологии, как
относятся к определенному цвету в конкретной стране, насколько хорошо между
собой сочетаются цвета, насколько их значения соответствуют продукту,
потенциальному покупателю данного продукта, имиджу компании и так далее.
Список литературы:
1.
А. Вивденко «Психология
цвета в рекламе и маркетинге» - Эл. ресурс, режим доступа: http://100wmz.com/blog/196
2.
А. Гладченко « Цвет в
рекламе», BizTimes - 26.05.2008г.
3.
Р. Мошканцев «Психология
цвета в рекламе» - Эл. ресурс, режим доступа: http://Elitarium.ru