Просветова
Т.С.
Военный
авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
Социальное воспитание в военно-педагогических работах М.В. Фрунзе:
аспект целеполагания
Современный
этап реформирования отечественной военной системы и составляющей этой системы -
военного образования, необходимо
предполагает знание отечественных исторических традиций и умения их научно
обоснованного синтеза с инновациями. В этом контексте социальное воспитание
рассматривается необходимым компонентом государственной политики, призванным
определять подготовку человека (военнослужащего) к жизнедеятельности в обществе
в целом, и к военно-профессиональной деятельности, в частности, в новых
социокультурных условиях. Исследование отечественных традиций социального
воспитания в системе военной подготовки определяет необходимость обращения к
историко-педагогическому опыту 20-х годов ХХ века. Этот период отличается
целостным, системным подходом не только
к разработке теории социального воспитания
в системе военной подготовки, но и ее реализацией в военной практике.
При этом, безусловно, речь не идет о механическом переносе
историко-педагогического опыта, ибо еще К.Д. Ушинский во второй половине Х1Х
века обращал внимание на то, что опыт нельзя передать, что передается мысль,
выведенная из опыта.
Основу
военной реформы 20-х годов ХХ века определяли теоретические положения Ф.
Энгельса по военным вопросам, которые, в частности, предусматривали
построение социалистической армии на
милиционных началах. Во второй
программе РКП (б), принятой VIII
съездом в 1919 году,
было определено, что существовавшая в то время армия, созданная на основе
всеобщей мобилизации, является
переходной формой к
армии милиционного типа.
1Х съезд РКП (б) (1920 г.) подтвердил это программное положение и принял
постановление «О переходе к милиционной системе». Милиция должна была, по
замыслам составителей документов, превратиться в «вооруженный коммунистический
народ» [ 1, с. 20]. В военных кругах этого периода продолжали существовать
различные мнения как по милиционной системе в целом, так и по срокам, и способам перехода к ней. Одна из точек зрения
заключалось в том, что без милиционной системы можно обойтись, по крайней мере,
в ближайшей перспективе. Этой точки зрения придерживались И. И. Вацетис, М. В.
Фрунзе (до 1924 года), И. Т. Смилга, М.
Н. Тухачевский, П. С. Балуев и др. Другая позиция сводилась к тому, что армия
может строиться только на милиционной основе (Н. И. Подвойский, Л. Д. Троцкий — в первое время, К. Е.
Ворошилов и др.) Третий подход определял необходимость смешанной системы, то
есть сочетание кадровой и милиционной армии. Его сторонниками были С. С.
Каменев, П. П. Лебедев, М. В. Фрунзе (с
1924 года), Л. Д. Троцкий. X
съезд РКП (б) (март 1921 г.) отдал предпочтение курсу на сохранение постоянной
кадровой армии как основы вооруженных сил. В декабре 1922 года на совещании
военных делегатов X Всероссийского съезда Советов
этот курс был подтвержден. В связи с этим возросла актуальность проблемы
обучения военному делу гражданского населения. Кадровой армии решить ее было
не под силу. В этих условиях в стране развертывались территориально-милиционные
формирования. «...Мы не можем строить нашу оборону на так называемых кадровых
частях, — писал тогда М. В. Фрунзе. — Если мы желаем выставить в поле такое
количество дивизий, которое потребует, вероятно, будущая военная обстановка, то
нам нужно делать ставку не только на дивизии кадровые, но и на дивизии иного
порядка...» [цит. по 1, с. 21].
Территориально-милиционная система была выгодна государству с экономической
точки зрения, но с точки зрения военно-профессиональной
территориально-милиционные формирования не могли не уступать кадровым армиям.
Сами условия, в которых делался выбор в пользу того или иного варианта военной
системы, подводили к решению о необходимости ее создания как смешанной. В
целом, в военной реформе 20-х годов ХХ в. выделяются два этапа: первый 1921 — 1923 годы и второй 1924—1926 годы. На
первом этапе было осуществлено радикальное сокращение Вооруженных Сил.
Поэтапная демобилизация армии сопровождалась изменениями в комплектовании,
снабжении, управлении, организационно-штатном устройстве войск. Главное
содержание второго этапа составляло завершение процесса становления
территориально-милиционного строительства, продолжение совершенствования
аппарата управления, организационно-штатной структуры войск, переход к
плановой подготовке командных кадров в
мирных условиях.
Теория социального воспитания в системе
военной подготовки 20-х годов ХХ века была обоснована и содержательно
разработана в совокупности основных компонентов (цель, задачи, принципы,
содержание, методы, формы) в военно-педагогических работах М.В. Фрунзе.
Значимую роль представлял блок целеполагания. Формулировка цели социального
воспитания должна была разрабатываться, во-первых, с учетом нового
государственно-общественного идеала. «…Идеалы, к которым мы идем, - писал М.В.
Фрунзе, - определяют борьбу против эксплуатации, социального неравенства,
борьбу за создание нового социалистического общества, в котором человеческая
личность получит возможность гармонического развития» [8, с. 186]. Вместе с
тем, в 20-е годы ХХ века развитие
личности, концептуально обоснованное марксистско-ленинской теорией,
мыслилось как целенаправленный процесс активного участия человека в
преобразовании общества в направлении достижения идеала и обусловленное этим процессом личностное
развитие. Данное методологическое основание также должно было учитываться в
формулировке цели и задач социального воспитания применительно к системе
военной подготовки. Наряду с этим новая система ценностей (коммунистическая мораль)
также должна была обусловливать определение цели и задач социального
воспитания, как в целом, так и применительно к системе военной подготовки. В
контексте этого, по мнению М.В. Фрунзе, целью социального воспитания в системе военной подготовки должна стать не
подготовка «узкого военного специалиста», а «подготовка культурного,
политически развитого гражданина – строителя Советского Трудового Союза,
способного одновременно быть сознательным бойцом и защитником новой жизни» [7,
с. 193]. В этой связи, военная
подготовка должна быть поставлена так, чтобы получить «советского гражданина и воина», «настоящего бойца-гражданина»
[5, с. 161]. М.В. Фрунзе обращал внимание на то, что применительно к рядовому
составу Красной Армии цель социального воспитания определяет «превращение
каждого красноармейца в сознательного гражданина, знающего свое место в
Советской республике и свои задачи в отношении окружающего нас мира…» [2, с.
61]. Применительно к офицерскому
составу, цель социального воспитания
определяет подготовку «командира, который был бы не только техником, но и
общественником» [10, с. 165]. Данная цель конкретизируется М.В. Фрунзе в
задачах социального воспитания, в ряду
которых он определяет, прежде всего,
систему мировоззрения на основе овладения марксистским методом анализа
общественных явлений (диалектическим материализмом – прим. автора): «Сущность
метода, - поясняет М.В. Фрунзе, - сводится к следующему: не может быть ничего
абсолютного и закостенелого, все течет и изменяется, всякое средство, всякий
метод может найти свое применение в известной обстановке» [2, с. 47]. Наряду с
этим, задачами социального воспитания
он определяет «максимальное развитие
личной инициативы и самостоятельности», «максимальное умственное
развитие», «готовность выступить на
борьбу», «политическую и военную подготовку» [4, с. 21]. Результатом
социального воспитания, по мнению М.В. Фрунзе, должно стать чуткое отношение
военных к гражданскому населению, способность «слиться с ним в его повседневной
жизни», умение военных работать в составе гражданских органов и учреждений с
учетом своей специальности; знание экономики страны и умение видеть ее
возможности для решения военно-профессиональных задач; умение влиять
посредством деятельности общественных военных организаций на государственные
экономические органы.
Современные процессы «огражданивания»
отечественной военной системы
определяют целесообразность исследования как теоретического обоснования
социального воспитания в системе военной подготовки, так и опыта его практической
реализации в 20-е годы ХХ века. Целью
исследования является осмысление традиций историко-педагогического опыта и их
экстраполяция в перспективу. Данное направление поиска позволяет выделить инвариант традиций и возможность
дальнейшего их развития в новых социокультурных условиях.
Источники и литература
1.
Отечественные военные
реформы /Под общ. Ред. В.А. Золотарева. – М.: «Арбизо», 1995. – 199 с.
2.
Фрунзе М.В.
Военно-политическое воспитание /М.В. Фрунзе. Избранные произведения. – М.:
Военное изд-во Мо СССР,1957. – с. 34-61
3.
Фрунзе М.В. Вопросы
высшего военного образования /М.В. Фрунзе. Избранные произведения – М.: Военное
изд-во Мо СССР,1957. – с. 172-185
4.
Фрунзе М.В. Единая
военная доктрина и Красная Армия /М.В. Фрунзе. Избранные произведения – М.:
Военное изд-во Мо СССР,1957. – с. 4-92
5.
Фрунзе М.В. Итоги и
перспективы военного строительства /М.В. Фрунзе. Избранные произведения – М.:
Военное изд-во Мо СССР,1957. – с. 145-163
6.
Фрунзе М.В. Красная
Армия выполняет заветы Ленина /М.В. Фрунзе. Избранные произведения– М.: Военное
изд-во Мо СССР,1957. – с. 190-195
7.
Фрунзе М.В. Регулярная
армия и милиция /М.В. Фрунзе. Избранные произведения– М.: Военное изд-во Мо
СССР,1957. – с. 61-92
8.
Фрунзе М.В. Учительство
на помощь Красной Армии /М.В. Фрунзе. Избранные произведения– М.: Военное
изд-во Мо СССР,1957. – с. 186-190
9.
Фрунзе М.В. Фронт и тыл
в войне будущего /М.В. Фрунзе /Избранные произведения– М.: Военное изд-во Мо
СССР,1957. – с. 133-143
10.
Фрунзе М.В. Шестилетие
военной академии /М.В. Фрунзе /Избранные произведения– М.: Военное изд-во Мо
СССР,1957. – с. 163-172