Пангереев
Абат Шамович
Кандидат
филологических наук, профессор АГУ имени К.Жубанова
Топонимические легенды Казахстана
Высокий
уровень духовного развития казахского народа показывают фольклорные
произведения. В настоящее время нельзя говорить о том, что эти произведения
полностью исследованы и освещены с научной точки зрения. Среди фольклорных
жанров легенда обособляется многогранно. С. Каскабасову удалось выделить этот
жанр среди многообразия устных прозаических произведений, разделив на две
части: историческая легенда и топонимическая легенда. Вместе с тем, он
упоминает о том, что кюи-легенда также обладает индивидуальной характеристикой.
Ученый
признавал условность такой дифференциации, что в основе ее лежит лишь
тематический принцип. Он говорил: «В топонимических легендах также имеют место
исторические основы, факты. А в исторических встречаются топонимические мотивы.
И этому могут подвергаться не только произведение жанра легенда. Поэтому
наименование «топонимическая легенда» условно, сюда можно отнести произведения,
связанные с известной местностью.
Топонимическая
легенда, в первую очередь, является ответом на вопрос: «Почему так названо?».
Легенда
– это наследие, не потерявшее своего первоначального значения. События,
изображенные А. С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила» названы легендой
прошлого.
Легенды
– это произведения исторического содержания, проявляющиеся в виде народной и
исторической прозы. Эти произведения передавались из уст в уста, из поколения в
поколение. Это связано с тем, что образование было доступно не для всех. До Х!Х
века легенды замещали историческую литературу. Они изображали прошлое, но не в
полную меру.
Легенды
давали сведения о происхождении какого-либо народа, о его жизни. Они
использовались для несения информации о происхождении рода и этнических групп.
Легенды
нельзя познать, прочитав их из книг, они находят свое подтверждение на
страницах истории человечества. Исторические факты здесь изображаются
высокохудожественно. Например, древние люди по конфигурации не были такими, как
современные или после войны русских и литовцев оставались груды человеческих
костей. И обо всем этом нам расскажет легенда.
Здесь
также изображаются исторические деятели, известные историческими событиями.
Взятие Иваном Грозным Казани, открытие Ермаком Сибири.
Некоторая
часть легенд обращена на объяснение новых названий местностей.
Какой бы
то ни было народ при назывании своего местоположения связывал с каким-нибудь
событием. При этом он не осознавал, что создает топонимические легенды, но
знал, что это история его народа.
Безошибочно
мнение, что возникновения и формированию топонимических легенд влияет чувство
любви к своей микрородине, желание познать причины называния того или иного
наименования местности или реки.
В этих
наименованиях всегда имеет место познавательное значение. Таким образом, мы
можем получить информацию об особенностях природных явлений, отмеченных местным
населением, причины и предпосылки каких-либо исторических событий, сведения из
общественной жизни народа.
Именно
поэтому легенды, повествующие об этимологии наименовании суши-воды, сохранились
в первозданном виде для предыдущих поколении. Стоит отметить тот факт, что
желание познать этимологию названия какого-либо исторического объекта
преобладало над описанием исторических моментов.
Поэтому
мы и склоняемся к мысли, чтобы называть легенды топонимическими. В
доказательство вышесказанных слов, приведем фрагменты текстов. Одна из таких
легенд связана с вершиной Мани – «Значение» в Иргизском районе Актюбинской
области. Ведь эта область с давних пор славится памятниками истории. В этой
легенде говорится о том, это очень высокая вершина, соединенная с системой гор
Керегешын, Жаманшын, Темирастау. Народ называет местом святой Мани. «В древние
времена эти места утопали в изобилии,
сам хан устраивался здесь на джайляу. Легенды об этом святом месте не теряют
своей актуальности и по сей день».
Согласно
легенде, в древние времена калмаки напали на казахов, отобрали их скот, забрали
красавицу-жену правителя и женили за одного из своих соплеменников. Эта женщина
родила девочку. Когда ей исполнилось 17 лет, то ее мать умерла.
Ее мать
всю жизнь жила мечтой снова увидеть казахов и поэтому она перед смертью
завещала дочери обязательно вернуться на родину. Она сказала: «Вместе с нами
был семилетний мальчик, который пас коз. Сейчас он вырос, стал батыром. Объясни
ему ситуацию, все сама устрой и бегите вместе. Это моя последняя воля». И
девушка дабы исполнить предсмертную волю матери, идет к тому парню. Последний
признался, что это и его заветная мечта, но у него нет возможности для этого.
Тогда девушка приготовила коней и они сбежали.
Коней
под ними не мог никто догнать, кроме отца девушки. Тогда она попросила парня
без оглядки бежать без нее, а сама осталась остановить отца. Парень не
послушался ее и обернулся – и увидел, что девушка целится из лука в отца. Чтобы
предотвратить это, парень возвращается и просит не убивать его.
Девушка,
разгневанная тем, что он ее ослушался, говорит: «Зря ты вернулся, я бы и так не
убила. Теперь смотри что будет».
Приблизившись
отец, проклинает дочь словами: «Увиденное взором пусть не будет доступно рукам»
и уезжает. Избавившись от преследователей, они решили отдохнуть у подножья этой горы, покрытой деревьями.
Разделившись, они решили искупаться в реке. Вдруг парень услышал крик девушки,
когда он пришел на то место, то увидел, что девушку ужалила змея.
Тогда
девушка говорит: «Правда в том, что проклятие калмыков сбывается – исполнилось
оно. Теперь я для тебя не существую. Похорони меня здесь, но не произноси
никогда моего имени. Исполни мою волю» - и с тем умерла.
Парень
исполнил волю девушки, на расспросы он отвечал, что в этом есть значение, и с
тех пор это место называется Мани – «Значение». В конце легенды говорится что
тем парнем был Жанибек, всю жизнь он был неразлучен с Тама Есет, в старости он
ищет своего друга и рассказывает ему эту историю. Он говорил ему: «Имя той
девушки было Акбилек. Я не понимаю почему она просила не называть ее имени. Мне
не долго осталось. Родины я так и не достиг поэтому тебе и рассказываю». Через
три дня он умер.
В этой
легенде прославляется высокая духовная культура Акбилек, которая, не побоявшись
трудностей, пыталась исполнить материнскую волю. Чтобы предостеречь любимого
парня от бед, для предотвращения недомыслов, она просила его не называть ее
имени».
Легенда
передавалось устно и хотя сюжетная основа сохранялась, отмечаются ее варианты.