Филологические науки
Жанузакова К.Т. Казахский
государственный женский
педагогический университет, г.Алматы, Казахстан
Индивидуальное
видение мира и романтический стиль писателя Т.Ахметжана
В произведении казахского писателя Т.Ахметжана «Красавица и художник» романтическое миропонимание получает открытое непосредственное воплощение в главном герое,
выступающего в качестве его носителя. Стиль писателя – страстный монолог,
пронизанный тонким лиризмом,
воспевающий все прекрасное: искусство, любовь. Автору
присуща субъективность: в процессе
творчества он подвергает мир трансформации, которую подсказывает индивидуальное
видение мира. Т.Ахметжан стремится, как можно полнее выразить в произведении
свое «я», передать представления о действительности. Это становится возможным
благодаря лирическому потоку. Глубокую взаимосвязь, целостное единство человека
и искусства писатель возвышает до пантеистического чувства, он решает вечные
проблемы человеческой сущности на романтическом, философском уровне. Его не интересуют
достижения науки и технического прогресса
цивилизованного общества, а волнует человеческая судьба, которая
остается в тени этих достижений,
духовный мир, не всегда понятый людьми.
В произведении господствует метафорическая
стилистика. Поэтические инверсии в стиле напоминают напевность лиро-эпического
жанра толгау. Необычна и композиция повести. Она не подчиняется принципу
хронологической последовательности событий. Сегодняшние события, связанные с
Хозяином чередуются с событиями
прошлого, связанными с историей любви Художника. Хозяин знакомит очередную «возлюбленную» с
художником, который вынужден жить в его доме и писать за него свои картины.
Встреча с красивой девушкой напоминает
художнику его былую любовь. Она уносит
его мыслями в прошлое, когда он был истинно счастлив. Эти воспоминания глубоко
лиричны, наполнены романтическим пафосом.
В произведении на первый план выходит
явный контраст между Хозяином и Художником. Наличие контрастности – одна из
характерных черт романтического стиля [1,
297]. Что же касается «толпы», то антитеза между ней и романтической
личностью проявляется с самого начала
со всей определенностью. Романтическая личность испытывает чувство разлада
с жизнью и самим собой. Отношение художника к миру отличается напряженностью духовных исканий,
осознанностью. Он трагически одинок, обречен на страдание в современном ему
обществе. Любовь к возлюбленной, которую он потерял по воле судьбы,
поддерживает его всю жизнь. По уровню своего сознания он возвышается над окружающим миром корысти. Неприятие
меркантильной действительности переходит в стремление уйти в мир искусства и слиться с ней. Цель жизни он видит
не в том, чтобы сделать карьеру, прославиться, обогатиться, поэтому и отдает
свои картины Хозяину. Он и его возлюбленная Красавица отличаются безграничной самоотверженностью и
преданностью в любви.
Хозяин – воплощение бездуховности, человеческое в нем задушено
условностями современного общества. Он
в противоположность художнику, находится в гармонии с обществом. Борясь за свое
возвышение над другими, помышляя о славе, он преступает всеобщие нравственные законы. Он хозяин не только
своей жизни, но и управляет другими жизнями при помощи денег. Он покупает все:
и любовь, и славу, и уважение. Писатель
выступает против любых проявлений своекорыстия, эгоизма, безнравственности,
бездуховности, принявших особо опасные размеры
в современном обществе.
Произведение строится на антитезе. Противопоставляются идеал и действительность, духовное и
материальное, корыстная, бездуховная любовь и преданная, чистая любовь. Т.Ахметжан
рассматривает настоящее и будущее в
аспекте неоромантических антиномий. Его
видение мира антиномично и драматично. Дуализм,
раздвоенность мирового бытия выступает
как противостояние духовности и материальности,
любви и корысти, как их борьба, исход которой
остается неясным. Его герои разделяются на носителей положительного и
отрицательного начал, оставаясь при этом противоречивыми. Автор никого
из героев не наделяет однолинейным характером,
колебания между верностью долгу и
желанием любить придают конфликту особую напряженность и движут развитие
сюжета.
Т.Ахметжан отдает много внимания изображению любви Художника и Красавицы. В
любви осуществляется единство их душ. С чувством любви раскрывается глубина
духовного содержания героев. В повести раскрывается утонченная атмосфера их духовного общения, понимающих друг друга
с полуслова. Художник через любовь постигает бесконечность человеческого духа,
познает себя и окружающий мир, искусство.
В эстетике романтизма интеллект человечества тесно связывается с духовным
началом, с нравственностью.
Романтический герой зачастую не приемлет материализм, приносящий новые диссонансы в жизнь общества,
приводящий к дроблению духовного мира
человека. Внешние параметры цивилизации
не всегда могут обеспечить духовное развитие личности, они могут
способствовать ее духовному опустошению. В романтическом миропонимании
Т.Ахметжана жизнь предстает как вечная
борьба идеального с материальным. Романтизм писателя проявляется не только в
устремленности к идеалу и поэтизации
чувства любви, всего духовно прекрасного, но в то же время и в обличении бездуховности в современном
обществе.
Литература:
1.
Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы:
Западноевропейский и американский романтизм. – М.,
2002. - 408 с.
Summary
In this article consider romantic style
of the kazakh writer T.Ahmetzhan. Also studied genre-style searching,
creative possibilities, skills in kazakh prose.