Филологические
науки/7. Язык, речь, речевая коммуникация
магистрант Волкова М.Н.
Павлодарский государственный педагогический институт,
Казахстан
Частотность употребления
существительных словаря В.И. Даля (концепт Дом).
В
1861 был опубликован сборник русских пословиц и поговорок Владимира Ивановича
Даля «Пословицы русского народа». В сборник вошло свыше 30 000 пословиц,
поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. В. И. Даль сгруппировал
пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать
мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества (161 группа).
Дом
является смысловым и пространственно-энергетическим центром, вокруг которого
группируются другие мифологемы и образы.
Всего
в словаре Даля 1186 пословиц, содержащих сему Дом, в данной статье мы
проанализируем частотность употребления существительных концепта Дом. Наиболее
часто употребляемые существительные: лес, поле, жена, хозяин, человек, гость.
Лес
– чаще всего окружал человека, в лесу добывали пищу охотой, собиранием ягод,
грибов, в данных половицах и поговорках лес противопоставляется дому: За лесом, лесом жеребята ржут,
а домой нейдут. В лес идет, домой глядит; из лесу идет,
в лес глядит. Воров в лесу сторожили, а они из дому выносили.
Лес
часто не только противопоставляется, но и сопоставляется дому: В лесу медведь, а в дому
мачеха. Из дому жена, а из лесу змея (т. е. выживает).
Поле
– другая половина жизни, основным средством пропитания крестьянина, было
возделывание земли, не случайно существительное поле так часто употребляется в
данных пословицах и поговорках. Вся жизнь крестьянина проходила в тесном
взаимодействии с полем, зимой – подготовка к летней страде, проверка инвентаря,
подготовка семян к посеву, весной, возделывание земли и посев, летом – работа
на поле, прополка, попытка сохранить весь урожай, осенью – сбор урожая.
Часто
поле понималось как продолжение дома, отработав на поле, человек возвращался в
дом, урожай несли в дом: В поле тебе
лебеды, да в дом три беды. В поле серпом да вилой, так и дома ножом
да вилкой. В поле враг, дома гость: садись под святые, починай
ендову.
Также
поле понимается не только как место прокормления работного человека, но и как
открытое, ничем не ограниченное пространство: Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Не верь ветру
в поле (в море), а жене в воле (в доме). В поле
кто служит, о доме не тужит: где стал, тут и стан.
Семья
– неотъемлемая часть дома, дом понимается прежде всего как жилое строение,
неудивительно такая частотность употребления существительного жена. Именно жена
– хранительница очага, именно она отвечает на порядок в доме.
Народная
мудрость отмечает, предупреждает на какие качества женщины нужно обращать
внимание мужчине, чего не должно быть у хорошей жены: Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет. Сварливая жена
в доме пожар. Худо мужу тому, у котораго жена большая в дому.
Также
пословицы сравнивают место жены и мужа в доме, указывают на то, что женщина
изначальна за мужем, и она имеет меньше прав, чем мужчина, к ней относятся
строже: Муж пьет - полдома горит; жена
пьет - весь дом горит. Муж согрешил, так в людях грех, а жена
согрешила, домой принесла. Мужнин грех за порогом остается, а жена
все домой несет.
Сама
сема дом подразумевает, что в этом доме должен быть хозяин, кто построил этот
дом, или же кто в нем живет. Хозяин ставит свои правила в доме, которые
домочадцы и гости должны слушаться: Что
поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Дом дому
(Хозяин хозяину) не указ (не указчик). Хозяин в дому, что медведь
в бору (что как хочет, так и ворочат).
Также
пословицы сравнивают место хозяина в дому с примерами из Писания, животного
мира: Хозяин в дому, как Авраам
в раю. Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так
и ворочат). Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка
в дому, что оладышек в меду.
Сравнивается
также дом и хозяин: Хозяин добр - и дом
хорош; хозяин худ - и в доме тож. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Дом дому
(Хозяин хозяину) не указ (не указчик).
Больше
хозяина употребляется слово человек, дом – жилое пространство, на отшибе дом
стоял редко, вокруг были соседи, славяне отличались гостеприимством, также
существовало противопоставление семья – люди, семья – ограниченное
пространство, но не разобщенное, людей – много, они разобщены. Хотя данное
слово и имеет также частотность употребления, оно легко ложится в схему: дом –
люди, свои – чужие.
Чужой человек
в доме — колокол. Зачем в люди по печаль, когда дома
плачут. Прожить-то мы и дома проживем, а наживать в люди
пойдем. Что дома скоплю, за тем в люди не пойду.
Гость,
наиболее часто употребляемое слово в пословицах и поговорках о доме. В сознании простого человека не было
даже мысли, что возможно прожить без гостей. Над гостями подшучивали, указывали
на их место (они все-таки чужие): Гость в
дом, а бог в доме. Гость погостит, да и домой поспешит. Гость хозяину
не указчик.
Сравнивался
свой дом, вои домочадцы с гостями: В гостях
хороша девка, а дома лучше того. В гостях хорошо, а дома лучше
того. В гостях хорошо, а дома лучше.
Употребление
других слов не так частотно, что указывает на незначительность их для языкового
сознания русского народа в период написания словаря.
Литература:
1. Даль В. Пословицы русского народа, тт. 1-2.
— М., 1984