Зайцева М.Л., к.ф.н.
ГОУ
«Московский дом научно-технического и художественного творчества
обучающихся и студентов профессионального
образования»
Синестетическое мышление – соотношение сознательного
и бессознательного в процессе познания
Синестетическое
мышление играет важную роль в процессе познания.
В
своей статье «Синестезия - не аномалия,
а форма невербального мышления» Б.М. Галеев рассматривал синестезию как
одну из форм взаимодействия в полисенсорной системе восприятия. Он обосновывал
наличие нормы синестезии как «межчувственной ассоциации», как проявления
невербального мышления, связанного с межчувственными сопоставлениями и
сравнениями. Синестезия рассматривается и объясняется одним из авторитетнейших
исследователей в разных ее проявлениях: «общее чувство», «цветной слух» и т.д.
Автор категорически настаивал на «нормальности» синестетических способностей
человека, а возможные как и в любой области психики отклонения от нормы, по его
мнению, не имеют никакого отношения к искусству, к культуре. Соответственно
этим исключался миф о том, что Скрябин, Кандинский являются некими уникальными
«синестетами», реально слышащими цвета и видящими звуки. Речь здесь, по
мнению Б.М. Галеева, может идти лишь о более тонком и изощренном
метафорическом мышлении, где скрытые сравнения формируются (часто
подсознательно) между разномодальными впечатлениями. Таким образом, сознательное
и бессознательное тесно переплетается в синестетическом восприятии
действительности в процессе познания.
Проблема
сознания - одна из фундаментальных проблем философии и эпистемологии. Начиная с конца XIX века, проблема сознания становится предметом
исследования специально-научных дисциплин. В классической эпистемологии
обсуждалась преимущественно проблематика отношения сознания к реальности.
Сегодня, в связи с появлением новых данных и исследований в рамках специальных
наук, были переформулированы старые проблемы и намечены иные способы их
решения. Одними из таких тем являются проблемы бессознательного и
синестетического восприятия действительности.
В
последнее время интенсивно развиваются когнитивные дисциплины, направленные на
изучение мозга, мышления, сознания. В свете современных разработок когнитивной
науки стало очевидно, что исследования сознания будут неполны без пристального
изучения бессознательных слоев психики человека. Бессознательное и его
соотношение с сознанием выступает важной проблемой в философии и психологии.
Исследования множественности Я, непрозрачности Я для самого себя, выявление
механизмов работы с бессознательным в рамках психологических школ, достижения и
данные когнитивной науки во многом проливают свет на эту проблему, которая,
конечно же, на сегодняшний день еще далека от разрешения. В сферу современных
эпистемологических исследований бессознательного и его соотношения с сознанием
вовлекаются междисциплинарные методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии,
исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии.
Такие традиционные области исследования
как философия сознания и теория познания объединяются. Тема
познавательных способностей в контексте проблемы бессознательного изучается
психологией, философией творчества и такими новыми направлениями как
эволюционная и когнитивная эпистемология. Обращение к проблематике
бессознательного играет важную роль при описании процессов творчества,
припоминания, восприятия, в сновидческих и измененных состояниях сознания,
эстетического восприятия произведений искусства.
В
связи с расширением влияния когнитивного подхода перед исследователями встает
проблема различения когнитивного и познавательного. Это связано с полемикой
вокруг так называемой когнитивистской ошибки.
Проблематизация
сложившихся традиций понимания познания и творчества – одна из важнейших задач
эпистемологии. Ввиду этого сегодня столь актуальна новая проблематика –
конструктивизм (конструктивная эпистемология), проблема спонтанности,
исследования проблемы телесности, синестезийности восприятия.
В
рамках ведущих междисциплинарных подходов наработан материал, который в новом
ключе освещает феномен бессознательного, предлагаются модели, которые позволяют
описать и концептуализировать такие явления психики как восприятие, память,
творчество. В связи с нарастающим потоком конкретно-научных разработок
представляется актуальным философское осмысление накопленного материала.
Широкое распространение получил когнитивный подход, синергетика, квантовый
подход. Представляется актуальным изучение и выявление их возможностей и границ
для эпистемологии. Это касается, в частности, незаслуженно выпавшего из поля
зрения эпистемологов квантового подхода к проблеме сознания. Несмотря на свою
относительную новизну, у этого подхода уже сформировался определенный круг
освещаемых проблем и их возможных решений, которые также нуждаются в
эпистемологическом анализе. В современных философских и эпистемологических
работах обсуждаются различные концепции сознания, включающие бессознательное
как свою часть. Большой объем данных из
разных современных областей исследования бессознательного, новые методы и
модели работы с бессознательным, предлагаемые специально-научными направлениями
и подходами, все более привлекают внимания исследователей, что делает особенно
актуальной задачу выявления эпистемологического значения предлагаемых ими
моделей для работы с бессознательной компонентой в исследовании познавательных
способностей и концептуализации
подходов. Синестезия как
концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре
его проявлений способствует лучшему восприятию целостности мира. Синестезия как
специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения
есть проявление сущностных сил человека. Это не некий эпифеномен, не аномалия, а
норма. Явление синестезии нуждается в изучении, хотя, ввиду «скрытости» своего
происхождения в каждом конкретном случае, она и не всегда доступна для поверхностного
научного анализа.