Исмаилов М.А.

Руководитель НИЛ

обычного права

 ДГУ

 

 

«Перевод с арабского о существующих

в Бежидском округе адатов» как источник  по истории становления нормативно-правовой культуры народов (бежтинцы)Дагестана. 

 

Как известно изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права народов, не имевших в прошлом своей письменности, является одной из важнейших задач современной историко-правовой науки и перспективным направлением работы лаборатории обычного права юридического факультета ДГУ.

 В этой связи вполне объясним интерес   изучение обычно-правовых норм, регулирующих общественные отношения.          Роль обычного права в становлении правовых систем подчеркивалась неоднократно. Впервые русская наука обратила внимание на обычное право в первой половине XIX века. Однако, обращая внимание на эти нормы, историко-правовая мысль стала интересоваться формально-юридическим соотношением между обычно-правовыми и государственными нормами и далеко не сразу попыталась обратиться к анализу социально-экономического существа обычного права и его памятников.

Такие ученые как Ковалевский М.М.,Леонтович Ф.И. Далгат.Б. и др.не обошли  вниманием проблему нормативно-правовой культуры народов  Дагестана.

«Из древнейших сборников дагестанских адатов, - писал Ф.И. Леонтович, - нам известны в настоящее время четыре памятника: Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в. (хиджры. – М.И.) Омар-ханом (Умма-ханом) Аварским; Сборник адатов Кайтаха XII в. Он составлен местным уцмием Рустам-ханом; Сборник Кайтагских адатов, XVI в. Он составлен Кайтагским уцмием Ахметом, сыном уцмия Гасан – Али;  Бежитские адаты».  Далее он отмечал: «Есть основание думать, что собственно «перевод» адатов Бежидского округа составлен в новое время (чуть ли не в 60-х годах), в виде извлечения из нескольких древних арабских сборников, бывших исстари в употреблении в отдельных «наибствах» округа и сведенных в нашем «переводе» в один общий сборник» [1].

Что касается работы «Перевод с арабского о существующих в Бежидском округе адатов» (адатов Бежтинского округа), то она попала к И.Бентковскому. Немного истории И. Бентковский попал на Кавказ, по-видимому, по тем же причинам, что и другие польские переселенцы, так или иначе связанные с участием в национально-освободительном движении.

Как утверждает историк и краевед Г. Прозрителев в "Очерке жизни и деятельности Бентковского", последний "прибыл на Кавказ, сосланный после усмирения польского восстания 30-х годов". После прибытия на Кавказ он продолжал военную службу в Кавказском линейном войске и в чине сотника вышел в отставку в 1857 году. Таким образом, военная служба И. Бентковского продолжалась более 25 лет. Оставив ее, он полностью посвятил себя историческому краеведению.

Он описывал нравы и обычаи народов Северного Кавказа. Впоследствии эти материалы были,  переданы проф. Новороссийского университета А.Леонтовичу, который и опубликовал их. Бежитские адаты увидели свет благодаря М.М. Ковалевскому.

Каждый джамаат имел собственный кодекс норм и правил общежития. Джамааты, объединявшиеся в политический союз, имели общий сведенный кодекс. Сведение статей не было механическим: в кодексах «вольных» обществ нашли отражение нормы, одинаковые для всех сёл по уголовным, имущественным и нравственным преступлениям, а также те, которые выражали интересы союза, т.е. не могли быть содержанием кодекса отдельного джамаата[2].

О постоянном развитии и изменении адатов свиде­тельствуют также дошедшие до нас своды норм адата отдельных джамаатов. Существует превратное мнение, будто эти норматив­ные тексты были созданы сразу и потом уже не менялись. Еще в 80-е годы XX в. В.Г.Гаджиев совершенно верно отметил, что «дошедшие до нас в записях сборники адатов состоят из разновременно возникших пла­стов ряда вставок и глосс, внесенных сознательно и бессознательно многочисленными копиистами и другими лицами, в руках которых находились данные памятники»[3].

Адатно-правовые системы по всему Дагестану были едины.   “В своих общих основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт, - отмечал Ф.И. Леонтович, - тем не менее, каждая община доселе строго держится своих домашних обычаев…”[4]. Действительно, в отдельных местностях Дагестана наряду с общими адатами целого племени или общества существовали и “частные” адаты, имеющие свои особенности. Так, Ф.И. Леонтович пишет: «У кавказских горцев, установилось чрезвычайное разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждая община, аул, чуть ли не каждый дом и семья, имеют свои особые адаты, живут по своим “домашним обряда»[5].

  Ф. И. Леонтович не признает, что феодалы приспосабливали родовые адаты к своим интересам и вводили новые адаты. К такому выводу он пришел, изучив адаты Умма-хана Аварского и уцмия Рустам-хана Кайтагского. Вместе с тем мнение Ф.И. Леонтовича производно от общей ошибочной позиции – от отрицания им формирования феодальных отношений в Да­гестане.

По вопросу о социальном строе горцев и их образе жизни Ф. И. Леонтович  . «Но и между своими, — пишет он, — дозволяется воровство. Та­ков институт барамты, о котором говорится впервые в сбор­нике кайтагских адатов XVII в. (уцмия Рустем-хана)»[6]. Эта точка зрения в своей основе неверна, поскольку, барамта  на практике совершался принародно при наличии свидетелей и что важно с разрешения правителя.,очем подробно данов указанном кодексе.

 Можно понять Ф.И. Леонтовича когда он  отмечал, что: «Главным органом образования адата кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников»[7]. и – мировое разбирательство дел, «происходящих от несогласия между членами общества», служило преобладающим источником адата. При этом адатно-правовая норма через маслиат могла воз­никнуть в любое время.   Если же посредники встречали затруднение в разбирательстве сложных дел и сами оказывались не в состоянии при­нять определенное решение, они обращались в соседние села или даже в другие владения к более авторитетным судьям.

Нами уже отмечалось, что почти в каждом сельском обществе, независимо от того, входило ли оно в их союз или в состав феодального владения, взаимоотношения его членов регулировались  адатами.  

Таким образом, нормы обычного права до их всеобщего признания как адатов проходили долгое испытание жизнью и своеобразную школу. Лишь потом на сходах, собраниях людей. Они приобретали статус "адата", что четко зафиксировано в безупречной канонической фразе Гидатлинских адатов: «Сила и мощь принадлежит только Аллаху. Старейшины гидатлинского общества согласились ради торжества справедливости принять следующее»[8].

Изложенное указывает на то, что, благодаря специфике своего возникновения и дальнейшего развития адат становился действенным и эффективным средством, регулирующим отношения между народами Дагестана.

Дагестану принадлежат древнейшие сборники местных адатов и одним из которых является « Перевод с арабского о существующих  в Бежидском округе адатов» который ярко раскрывает особенности нормативно-правовой культуры народов Дагестана .  

 



[1].См: Леонтович Ф.И.. Адаты   кавказских    горцев. (Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа) ИПЦ ДГУ, 2010

 

[2] См.: Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХVII-начале ХIХ вв. М., 1988. С.165.

[3] См.: Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа. «Отдельный оттиск». – Махачкала, 1985. – С.12.

[4] Леонтович Ф.И. Указ.соч. С.24-25.

[5]   Там же  С. 24.

[6] Там же   С.76.

[7]  Там же  С.36.

[8] См.: Гидатлинские адаты… – С.12.