К.и.н.
Ст.преп. ДГИНХ
На
территории современного Дагестана и Чечни социально-политическая пестрота
доимаматского периода, руководимая адатами, была в некоторой степени разрушена
силами официальных колониальных властей в свою пользу. Это обстоятельство дало
почву для появления противоречий и обострения социального неравенства, которое
в наихудшем варианте проявилось в поведении феодалов в отношении своих
подданных, поощряемые царизмом.
Духовенство,
в рассматриваемый период занимавшее не последнее место в иерархии социальной
структуры, было призвано нести ислам в жизнь и быт горцев. Созвучность
религиозных воззваний Магомеда Ярагского с чаяниями крестьян-горцев и дала тот
импульс преобразованиям, которые мы наблюдаем на территории рассматриваемого
региона. Театр военных действий внес коррективу в сферу социальной иерархии.
Предшественники
Шамиля внесли определенный вклад в эту область. Была уничтожена ханская власть
почти на всей подвластной им территории, а в некоторых местах даже фамилии.
Шамиль продолжал с большим усилием и энтузиазмом дело, начатое его
предшественниками.
Вступление
Шамиля в права имама знаменуется ликвидацией ханских порядков и борьбой
противными властями тех установлений, которые были принесены официально на
штыках солдат, и не отвечали психологическим особенностям края. Предвзятость
Шамиля в отношении уцелевших представителей бывшего привилегированного класса
подчеркивается тем фактом, что «… Шамиль … собрал уцелевших беков в одно место
возле аула Орода и как ссыльных заставил там жить специальным поселением»[1], считая
их людей подозрительными. Следовательно, Шамиль начал последовательно проводить
ликвидацию феодальных привилегий, выполняя основное требование крестьянской
массы Дагестана. В Чечне дело обстояло иначе. Там феодалов не существовало, и
назначение наибов способствовало разложению родовых отношений.
Реформы
социальной сферы коснулись и такой категории, как чанка-беки. Дети и внуки
чанка от простолюдинки не подлежали секвестру. Секвестру подлежали
представители «высшего слоя» доимаматского периода, попадавшие по пути
следования Шамиля[2], а
уцелевшие вынуждены были бежать под защиту царских властей.
Преобразования,
которые имели место в социальной сфере, привели к тому, что все
феодально-зависимые крестьяне получили свободу, феодальные подати и повинности,
которых насчитывалось до трех десятков, тоже были ликвидированы. Так, например,
по сведениям Х.Х. и А.Х. Рамазановых, от «… податей и повинностей было
освобождено примерно 220 аулов с населением 130000 человек»[3].
В
Имамате был полностью ликвидирован институт рабства. Наблюдались случаи
добровольного перехода зависимых крестьян с сопредельных территорий в Имамат в
виду того, что их, вероятнее всего, устраивала перспектива стать свободными
людьми. Уравнение в правах узденей с ханами и беками и послужило причиной
сообщений о введенном Шамилем всеобщем равенстве, о демократичности
общественного строя Имамата. Однако неоднократные попытки Шамиля освободить
рабов, принадлежавших некоторым представителям узденской верхушки, не принесли
желаемых результатов[4].
Официальные источники дают некоторые сведения о том, что Шамиль ликвидировал на
подвластной себе территории постыдную форму торговали «живым товаром…»[5].
Правовые
нововведения Шамиля повлияли на правовое положение личности в Имамате.
Во-первых, он значительно уравнял в правовом отношении привилегированные слои и
крестьян-горцев.
Во-вторых,
как уже говорилось выше, в ходе освободительной борьбы он старался переложить
все экономические тяготы на плечи более состоятельных членов горского общества,
взимая с них дифференцированный, в зависимости от уровня состояния, налог, а
беднейшим слоям населения оказывал помощь из фондов байтулмала.
В-третьих,
при издании своих низамов Шамиль в полной мере учитывал волю и чаяния народа,
стремился к прогрессу в правовом положении личности и улучшению бытовых условий
горцев, «вникая во все нужды горцев и делая все, чтобы облегчить их положение»[6].
Заботясь
о материальном обеспечении не способных к самостоятельному проживанию горцев и
претворяя в практику демократический принцип ответственности личности только за
свои поступки, Шамиль запретил конфискацию имущества казненных преступников,
если после них остались сироты. Имам лично особую помощь оказывал «…
беспомощным сиротам…»1.
Идеями
социального равенства всех членов общества пронизан и низам «О наследстве». До
образования Имамата в этом вопросе было много неясной из-за социального
неравенства граждан и практиковавшего среди горцев многоженства. Законодатель
уравнял права на наследство абсолютно всех детей мужского пола. Те, кто получал
наследство, должны были обеспечивать детей женского пола до совершеннолетия,
затем выдать их замуж, а если они оставались на их иждивении – заботиться об их
благополучии. Завещания, составленные в противоречии с этими положениями,
признавались недействительными.
Много
внимания Шамиль уделял и вопросам улучшения положения женщин в обществе.
Особенно тяжелым было положение пленницы, которая становилась рабыней владельца
в предшествовавший Имамату период. Даже если владелец вступал с ней в брак, она
не получала прав, равных с другими женами; для нее вообще не существовало
развода. Муж–владелец мог продать, подарить и даже убить свою жену, если от нее
не было детей, дети же пленницы были лишены тех прав, которые имели наследники.
После смерти мужа–владельца тяжесть положение пленницы еще более усугублялась.
Если
муж перед смертью не дал ей свободу или не оставил завещание на этот счет,
пленница поступала в полное распоряжение его родственников, которые могли
продать ее как рабыню. Видя это социальное неравенство, Шамиль внес некоторые
коррективы в этой области. Учитывая, что женщины по своему общественному
положению не имели собственности, Шамиль запретил взимать с них какие бы то ни
было денежные штрафы. Но более детальному регулированию он подверг брачные и
бракоразводные отношения, издав «…правила, защищающие имущественные права
разведенной женщины»2, имевшие
большое значение для улучшения правового положения женщины в обществе. Эта
проблема привлекла столь пристальное внимание Шамиля, потому что женщина в
горском обществе играла весьма заметную роль, как в общественной жизни, так и в
освободительной борьбе, вместе с мужчинами принимая участие в защите родного
края. Беспокойство Шамиля вызывали также и социальные вопросы в Имамате:
обеспечение крепкой семьи – основы духовного здоровья общества, регулирование
нормального прироста народонаселения Имамата и т.д.
В
Имамате, особенно в чеченских наибствах, остро стояла проблема бракосочетания
из-за высокого выкупа за женщин – калыма. Люди до старости лет не могли создать
семью, молодые убегали из дома, порождая кровную вражду между родами. Поэтому
Шамиль ввел твердый размер калыма в пределах 10-20 рублей, а по соглашению
сторон эту сумму можно было сокращать бесконечно[7]. При
нарушении низама сумма выкупа сверх установленной нормы изымалась в доход
казны. Запрещались также побеги из дома молодых, а муллам заключать браки между
беглыми под страхом строгих наказаний. В лучшем случае эти муллы могли
рассчитывать на тюремное заключение[8].
Заботясь
о нравственном здоровье общества, Шамиль предписывал поскорее выдавать замуж
веселых девиц «во избежание блудства», а также обязывал родителей выдавать
замуж своих дочерей по указанию наибов, в случае отказа они подлежали аресту и
заключению в тюрьму.
Судя
по официальным источникам, Шамиль был «ожесточен против женщины»[9] и именно
в ней видел причину частых разводов в Дагестане. По мнению Шамиля, характер
горской женщины вследствие «фактических и моральных ее несовершенств сложился
так дурно, что очень часто делает ее неспособной угодить своему мужу»[10].
Объясняя причины того, почему в Дагестане женщин не учили писать, Шамиль
подчеркивал, что умение писать способствовало бы росту женского распутства.
Запретив им учиться письму, Шамиль, по его мнению, «отнял у женщин возможности
нарушать целомудрие»[11].
В
делах, которые могли бы пойти на пользу обществу, Шамиль проявлял решительность
и пренебрежение к догмам и стереотипам общественного мнения. Так, когда в
Имамате из-за больших потерь мужчин в боях увеличилось число вдов, Шамиль,
усматривая вредные последствия в социальном плане, ввел в практику собирать
время от времени в одно помещение мужчин, которых можно было женить. Имам и его
сторонники вынуждены были немного отступить от исламских догм в брачно-семейных
отношениях. Низам допускал браки между лицами разной национальности и
вероисповедания при формальном принятии ислама. Поощрялось многоженство,
запрещалось умыкание девушек, муллам запрещалось оформлять брак похитителям
похищенной. Низамы закрепляли положение горянки в Имамате. Вдов обязывали
выбирать себе мужей, причем выбранные мужчины обязательно должны были жениться
на вдовах, которые их выбрали. Более того, в этих случаях были и моменты, когда
по приказу Шамиля в качестве поощрения «… мужу… в момент заключения брака
(выплачивали. – Автор)… двадцать туманов»[12].
Так
же детально имам отрегулировал и бракоразводные дела, для того чтобы укрепить
положение женщины в обществе и семейные устои. Инициатива при заключении брака
и разводе в горах принадлежала в основном мужчинам, которые зачастую обращались
с этим правом очень легкомысленно. В противовес этому Шамиль обязал горцев при
разводе возвращать женам их калым и все то, что они принесли с собой из отчего
дома. Положение Шамиля гласило, что муж, пробывший наедине с женой несколько
минут, обязан выдать ей при разводе весь калым сполна. А если в браке были
рождены дети или жена была в положении, то муж обязан был давать содержание
детям до их совершеннолетия, а жене – до выхода замуж или до окончания
беременности.
При
отсутствии наследников, а также в тех случаях, когда к имеющимся родственникам
переходила лишь часть наследства, имущество становилось выморочным.
В
отношении тех женщин, которые вели себя непристойно, имам предписывал
подвергнут их «… позорному наказанию: провести по всему селению, посадив верхом
на осла и вымазав ей лицо сажей, …бить …без пощады ногами, а затем… (прогнать.
– Автор) из села как подлую собаку – без всякого снисхождения»[13].
Интересны
в законотворческой деятельности Шамиля положения низамов, в которых вводятся
всякого рода запреты и предписываются правила здорового образа жизни и
поведения в быту. Запреты вводились на продажу винограда производителям вина,
на употребление алкоголя и курение. Запрещались танцы и другие увеселительные
мероприятия. Наказания за нарушение запретов низама были установлены весьма
внушительные, вплоть до применения смертной казни.
О
социально-экономическое развитие обществ Нагорного Дагестана первой половины XIX века, в общем, совпало с уровнем развития
феодальных обществ средневековья, и характеристику восстаний средневековья с
религиозной окраской вполне можно применить для объяснения строгих правовых мер
Шамиля к нарушителям низама об искоренении вредных привычек и увеселительных
мероприятий из бытовой жизни горцев[14]. До
известной степени ислам охраняет мерами принуждения почти все предписания
религии и в то же время рассматривает каждое нарушение норм права как грех.
Необходимо
отметить, что Шамиль личным поведением, своей обыденной жизнью и соблюдением им
же введенных низамов подавал пример остальному населению. Он сам придерживался
установленных им правил поведения потому, что понимал, насколько трудно
населению Имамата жить в таких напряженных и суровых условиях осажденной
противником страны. Но поскольку жесточайшая война с царизмом вынуждала горцев
стоять насмерть за свою свободу, надо было поддерживать в них общественный
тонус, держать их в напряжении, хотя и строгими, но необходимыми мерами.
Впоследствии Шамиль признался в этом, отметив: «Правду сказать, я употреблял
против горцев жестокие меры… но я бил их не за преданность русским, они ее не
высказывали, а за их скверную натуру, склонность к грабежу и разбоям. Потому я
не стыжусь своих дел и не боюсь дать за них ответ Аллаху…»[15].
Основной
целью реформ Шамиля было, создать в Имамате максимум возможностей для успешной
дальнейшей борьбы горцев Дагестана и Чечни против местных феодалов и царских
колонизаторов, за социальную и национальную независимость.
Сочетая
проведение преобразований с успешной борьбой с царскими войсками, Шамиль на
практике убедился в их своевременности и правомерности в тех конкретных
исторических условиях. Выход имама за рамки шариатских норм был вынужденным,
продиктованным тогдашними условиями и традициями регулирования взаимоотношений
между горцами.
[1] См.: Рамазанов А.Х. Указ. работа.-С.35.
[2] ДГСВК.-С.333; История Дагестана.-Т.2.-М., 1968.-С.91; См.: Рамазанов А.Х. Указ. работа.-С.33-38.
[3] Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль. Исторический портрет.-Махачкала, 1990.-С.22.
[4] См.: АКАК.-Т.XII.-С.1481-1487.
[5] ЦГВИА.-Ф.ВУА.-Д.4974.-Л.138.
[6] См.: Магомедов Р.М. Указ. работа. - С.105.
1 См.: 100 писем Шамиля.- С.124.
2 Халилов А.М. Восстанавливая правду истории: Круглый стол // Дагестанская правда.-1988.-6 ноября.-С.3.
[7] Халилов А.М. Национально-освободительное движение горцев Северо-Восточного Кавказа под предводительством Шамиля.- Махачкала, 1991.-С.101-102.
[8] См.: 100 писем Шамиля. - С.78.
[9] АКАК.-Т.XII.-С.1456.
[10] Там же. - С.1455.
[11] Там же. - С.1416.
[12] См.: 100 писем Шамиля.-С.86.
[13] Там же.-С.108.
[14] См.: Острогорский М. Завоевание Кавказа: Рассказ из отечественной истории (1801-1864).-СПб., 1880.-С.27; Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан // ВС.-Т.XVIII.-1862.-С.396-397; АКАК.-Т.XII.-С.1478.
[15] Руновский А.И. Кодекс Шамиля // ВС.-Т.XXIII.-1862.-С.385.