Кисамедин Г.М.

Профессор Казахской Головной Архитектурно-Строительной академии (КазГАСА)

 

Уникальность новизны  архитектуры «хай тека». Китайский банк в Гонконге, Й. Минг Пей (Гонконг, Китай,1990г.)

 

Если вы прилетите в Гонконг для ознакомления с архитектурой высотных зданий, перед вами  практически все сразу предстанет единой панорамой на береговом амфитеатре гор. Среди всех высоток финансового центра Гонконга, а это будет выглядеть, как лес башен, вы заметите только одну, которая не будет похожа ни на одну из окружающих ее зданий, и это будет китайский банк И.М. Пейя.  Отличие ее художественного образа  позволит ориентироваться в низкорослой части леса зданий. Необыкновенно легкая, лаконичная, чистая как кристалл, простая в выполнении, как  студенческое задание на  композицию, она удивительным образом, не  родственная этой среде, слишком укрупненная по масштабу, она не только не выпадала из этой среды, напротив,  она стала ее композиционным центром, скорее похожая на современную скульптуру или обелиск, но не на здание.  Даже неподалеку расположенная башня банка «Шанхай-Гонконг» Н. Фостера не могла соперничать с архитектурой китайского банка И.М.Пейя по силе ясности и  новизне восприятия. Однако их архитектура прекрасно корреспондировались между собой, выдавая родственность направления  хай-тека.  Китайский переводчик, наблюдая за нами – педагогами высшей школы Казахстана, как мы в 2006г. восторгаемся архитектурой башни банка И.М. Пея, улыбаясь, заметил: «У нас здесь народ ее называет бамбуком за то, что его тело перевязано, как у бамбука», но потом, внимательно рассматривая здание,  он добавил, что, видимо,  архитектор посчитал, что  не нужно копировать бамбук, а вполне достаточно и сделать  намек на бамбук. При работе над этим проектом источником вдохновения для  Й.М.Пейя  был действительно бамбук – растение, которое для китайцев является символом возрождения и надежды. Изначально Й. М. Пей планировал построить здание в форме латинской буквы «Х», однако затем отказался от этой идеи, поскольку в традиционной китайской культуре подобная форма ассоциируется с отсутствием везения. Новизна архитектуры банка вызывала ряд  ассоциации, как кристалл, бамбук, абстрактная скульптура, но этот образ 251103_03BankofChinaTower-008никак не ассоциировался  традиционно с архитектурой высотного здания, и в этом была ее новизна.

 

Общие виды. Контраст сочетания нового в традиционном окружении.

 

 

 

Здание китайского банка придало особый суперсовременный колорит структуре городской застройки центра Гонконга, а высокая технология выполнения остекления здания превратила ее ограждающие конструкции в чистые зеркальные грани призмы абстрактной формы,  в которых отражались облака и рядом стоящие высотки. В этом высоко урбанизированном центре Гонконга китайский банк И.М.Пейя единственный по образу и чистоте выполнения соответствовал тезису Мис Ван дер Роэ, где  «меньше значит больше», потому что изъятый в отдельности от окружающей среды, он не давал информации о своем масштабе,  этажности, в его структуре не было никаких намеков на жизнь многоэтажного здания. Китайский банк был представлен как пустотелая форма с зеркальными гладями стекол, которые удерживались  легкими диагональными раскосами конструкций.

  Архитектурное бюро «Пей Коб Фрид и Партнеры» совместно с «Шерман  Кунг и Партнеры» возвели эту элегантную конструкцию высотой в 369 м еще в 1990 году. Однако до сих пор 70-этажный китайский банк И. М. Пейя остается необыкновенно свежим по восприятию  его формы, уникальность которой заключается  в новизне  использования простой кристаллической формы, не нарушенной масштабом поэтажных перекрытий.  Эту кристаллическую форму легко повторить, и даже как будто легко интерпретировать,  но именно в этом опасность повтора, потому что оригинал  не оставил возможности другого решения. Очевидно, что  она должна быть только одна, в противном случае,  ценность последующих интерпретаций сведется к копированию.

bankofchina445px-Bank_of_China_Tower_daytimeУдивительная особенность башни – ее изменяющаяся на разных уровнях форма. У самой земли занятый ею «пятачок» представляет собой идеальный квадрат со сторонами по 52 м. Квадрат расчленен на 4 части диагоналями, по мере роста здания «отрезается» одна из треугольных частей призмы. На уровне 21-го этажа четвертая часть этого квадрата «отрезана» покатой треугольной крышей. Еще выше, на уровне 38-го и 51 этажей, треугольники уступают место трехсторонней призме, поднимающейся до 70-го этажа. В результате создается неповторимый визуальный эффект; в прозрачных поверхностях здания отражаются город и небо.

           

 

 

            На этих фотографиях  легко прочитать принцип «отрезания» нижних этажей.

Фото автора.

 

 

 

Кроме того, в этих «легких» стенах заключается секрет прочности здания. Благодаря раскосам вес сооружения переносится на опорные колонны по краям основания. Пятая опора (над атриумом) поднимается в центре здания до самого его верха. Этот новаторский проход, предложенный инженером Лесли Робертсоном, очень экономичен, несмотря на огромные размеры небоскреба, его строительство обошлось всего в 150 млн. долларов.

Здание способно выдерживать ветер до 89км/ч и полностью отвечает установленным в Гонконге требованиям по обеспечению сейсмической безопасности сооружений, которые в четыре раза жестче, чем в Лос-Анджелесе. Количество использованной стали – всего 10 кг на 1м². Операционный зал банка занимает площадь 1580 м² и поднимается на высоту 17 этажей, до покатой стеклянной крыши.

Традиционному китайскому учению фен – шуй 4000 лет. Это сложное слово означает сочетание «невидимого» (кит. «фен» - «ветер») и «ускользающего» ( «шуй» - «вода»). В течение тысячелетий китайцы руководствуются этим учением при выборе мест для строительства, планировке городов, деревень и интерьеров зданий. В годы «культурной революции» это учение было запрещено, а сейчас оно популярно в Китае, как никогда ранее. Сочетание цветов и «стихии», таких, как огонь, вода, металл и дерево, присутствует и в традиционном китайском календаре, соединяя древнее и современное начала. Сегодня проектирование капиталоемких проектов немыслимо без «фэн-шуй» не только в Китае, но и во всем мире. Национальные достижения одних народов становятся мировым достоянием и превращаются в международные стандарты. По требованиям «фен-шуй» Н.Фостера построил банк «Шанхай-Гонконг» в Гонконге.

Небоскреб китайский банк И. М. Пейя  содержит 133 тыс. кв. м офисных площадей высокого уровня, заключенных в ясную и лаконичную форму пространственного каркаса (на основе рисунка диагоналей с шагом куба в 5,5м). Этот подлинный симбиоз архитектуры и инженерной мысли перевернул традиционное представление о небоскребе как огромной и унылой призме и вызвал множество подражаний по всему миру.

Строительство небоскребов само по себе никогда не решает только утилитарную проблему, потому что строительство высотного здания всегда сопряжено с риском, во-первых, высотное строительство это дорогое предприятие, оно связано использованием особо прочных материалов, современных технологий, за такое строительство берутся только опытные строительные фирмы.  После присоединения к Китайской Народной Республике Гонконг стал выражать общую устремленность в будущее и приверженность свободе и демократии в рамках современного китайского государства и стал своего рода показательным полигоном архитектурных идей для всего мира.  Поэтому для островных китайцев строительство самого высокого здания в мире (на 1990г)  был  вопросом государственного престижа и зримым подтверждением уникальности и значимости Гонконга для всего мира. Однако открытие 508-метровой башни Тайбейского финансового центра в канун 2006 года стало существенным ударом по престижу КНР. Соперничество между отдельными областями внутри страны также можно рассматривать как сильнейшую мотивацию для возведения высотных зданий. Пекин - административная столица, нуждающаяся в должном выражении репрезентативных функций доступными архитектурными средствами.  В условиях острого дефицита земли строительство высотных сооружений выглядело наиболее логичным решением для Гонконга. Архитектура новейшего времени лишь придала этому процессу более привлекательный и респектабельный вид. Как и в случае с мировой столицей небоскребов XX столетия - Нью-Йорком, стоимость участков в Гонконге оказалась первичным мощным фактором для возникновения спроса на высотные сооружения. Вопросы престижа, демонстрация успешности экономического развития и желания первенствовать в регионе возникли уже на подготовленном рынке. За последние годы в Гонконге было построено 7620 небоскребов, но среди всех небоскребов, выделяется простой, но броский образ китайского банка И.М. Пея. Это сооружение сегодня жемчужина архитектуры нового Китая. Взметнувшись ввысь на 369 м небоскреб с двумя мечтами - близнецами на момент завершения строительства был самим высоким в Азии и четвертым по высоте в мире. Он занял доминирующее положение в панораме города, но, спустя несколько лет, он уже не являлся самым высоким ни в Азии, ни в Гонконге, но архитектура и его художественный образ, спустя даже двадцать лет, остается  настоящим шедевром архитектуры, построенная на использовании  простых геометрических форм. Уникальность технических  параметров здания  со временем были утеряны, но непреходящими  остались его  художественные особенности, что и сделало его  уникальным на все времена.