Педагогические науки/ 2.Проблемы подготовки специалистов

 

Суханова С. Г.

Хабаровский  институт  инфокоммуникаций, Россия

 

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

 

В эпоху экономических преобразований нашего общества проблема формирования духовной культуры инженера из частной превратилась в глобальную. В вузовском образовании наблюдается увеличение разрыва между профессионально-технической подготовкой специалистов и их духовно-нравственной культурой. «Требования к современному инженеру таковы, что он должен быть всесторонне образованным, высокодуховным человеком, иметь глубокую мировоззренческую, общенаучную, общетехническую подготовку» [1, с. 54].Это связано с тем, что в результате жесткого деления культуры на материальную и духовную больше всего пострадали инженеры, к инженерному труду стали относиться прагматически, произошло отделение культуры инженерного труда от культуры в широком смысле слова.

Названная проблема актуализирует поиск путей  формирования духовно-нравственной культуры инженера в системе высшего образования как на теоретическом, так и на процессуальном уровнях. Актуальность развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста зафиксирована в материалах “О Федеральном государственном стандарте общего образования: доклад РАН” [2]. Главным ориентиром государственного стандарта является направленность не на достижение предметных образовательных результатов, а, прежде всего, на формирование личности обучающихся. Среди методологических подходов, на основе которых станет возможным успешная реализация спрогнозированных целей, авторы доклада указывают системный подход, способствующий формированию интегративных свойств личности. Системный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переводе: перехода от ЗУН (знаний, умений, навыков) как целей в традиционной педагогике к целям, направленным на развитие обучающихся как субъектов. Для  этого усилия всей системы образования и каждого педагога должны быть нацелены на развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации (самообучение и самовоспитание), воспитание в них готовности к сотрудничеству.

Для выявления возможностей и условий развития  духовно-нравственной культуры  будущих инженеров раскроем сущностную характеристику понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственная культура».

Проблема духовности и духовной культуры нашла значительное место в отечественной философии. И хотя эти понятие многогранны и раскрываются авторами с разных аспектов, вместе с тем в самой сущности духовности можно выделить общее. Это обращение человека к высшим ценностям как основополагающим ориентирам его духовного бытия, признание наличия у него смысла жизни, как нормального духовного состояния, как показателя проявления духовной жизни, признание необходимости переживания человеком высоких нравственных чувств, как побудителей  собственного духовного становления и саморазвития.

В философско-религиозной русской мысли человек рассматривается как целостность духа, души и тела, или, соответственно, духовности (нравственности), душевности (чувственности) и телесности. При этом особо подчеркивается мысль о доминирующем положении духовности  над чувствами и телом. Так, например, Н.А. Бердяев рассматривает человека,  как целостность в единстве его внутреннего и внешнего мира. Духовность человека проявляется в совокупности отношений к себе и к окружающей действительности, основанных на нравственных категориях любви, свободы, творчества [4].

Современные исследователи отмечают, что духовность проявляется на тех ценностях, на основании которых решаются смысложизненные проблемы, выраженные для каждого человека в “вечных вопросах” бытия. Духовность, по мнению Л.П.Буевой, – показатель определенной иерархии ценностей, смыслов, целей, относящихся к высшему уровню духовного освоения мира человеком [5]. В сфере духовной жизни человеком осуществляется осмысленный выбор идеалов, ценностей, т.е. осуществляется целеполагание. В.С. Барулин также связывает развитие духовности с целеполаганием, что придает смысл любой деятельности. Духовность выступает как могучий канал связи человека с обществом. И что особенно важно,  духовность, в понимании философа, «система управления человеческой деятельностью, ее командная рубка и сама душа человеческой деятельности» [6, с. 97], она дает импульс и содержание  ей.    Из выше сказанного можно сделать вывод, что духовность человека это  цель и результат обучающихся в системе обучения и воспитания при профессиональной подготовке.

Так как духовность заключена не в деятельности, а  в отношении человека к ней, в том, как он ее понимает и оценивает, то любой вид общественно полезной деятельности может стать  сферой проявления духовности. Любая деятельность, которая сопряжена с сознательно поставленными целями, носит духовный характер [7, с. 4].

Нравственность и духовность человека неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие ученые нравственность выделяют в качестве важнейшей компоненты духовного. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь духовности и нравственности в становлении личности, мы  обозначили его как духовно-нравственное. Однако эти понятия развивается по своим законам: духовность дана человеку в своем потенциале изначально (заложена по природе), нравственность приобретается как результат воспитания и самовоспитания.

Перейдем к рассмотрению духовно-нравственной культуры. Идея о культуре как смысловом мире человека, о культуре как универсальном отношении человека к миру подтверждается словами А. С. Запесоцкого: «Два мира есть у человека: один, который нас творит. Другой, который мы от века творим по мере наших сил» [8, с. 3]. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В системе образования человек осваивает культурные ценности, поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного постижения человечества, освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.

Нами рассматривается дидактическое понимание культуры как средства обучения и воспитания молодого поколения, отраженного в содержании образования как педагогической интерпретации культуры. Образование можно рассматривать как посредника между человеком и культурой, помогающим гармоничное встраивание человека в мир культуры как субъекта, который является, с одной стороны, творением культуры  через ее познание, с другой стороны, творит культуру своей творческой деятельностью. Эта идея подтверждается высказыванием Н.А. Бердяева: «…комфортно в окружающем его мире культуры будет себя чувствовать тот тип людей, который находит себя  в гармоничном соотношении с мировой средой…» [4, с. 47].

Обращение к проблеме формирования духовной культуры инженера актуализируется, с одной стороны, кризисными явлениями в духовной сфере жизни общества, что выражается в моральной деградации, падении социальной ответственности, а с другой стороны, спецификой инженерной деятельности, которой присущ технократизм. Как отмечает М. Г. Домбинская: «концептуальным должен стать вопрос об идеале образованного человека, в основу новой парадигмы высшего технического образования, должно быть положено понимание инженера не просто профессионалом в технической сфере деятельности, но широко образованной личностью высокой духовно-нравственной культуры» [1, с.39]. 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что становление духовно-нравственной культуры очень важно для осуществления профессиональной деятельности. Формы проявления духовно-нравственной культуры разнообразны. В понимании духовности инженера существенны не только специфические формы его профессиональной деятельности, а то, как он относится к своей деятельности, как ее оценивает, как согласовывает интересы и потребности с ней, как в его понимании инженерно-профессиональная деятельность сопряжена с духовно значимыми ценностями общества.

Сочетание духовно-нравственного, интеллектуального и профессионального начал в подготовке будущего инженера требует пересмотра в подготовке педагогических кадров, предполагающее изменение педагогического мышления (оно должно стать телеологическим – целевым), развитие мыследеятельности как творческого конструирования, создание новых технологий обучения и воспитания, обеспечивающих профессионально-управленческое развитие будущих специалистов как субъектов профессиональной деятельности и жизнедеятельности в совокупности индивидуальных и других способностей, обеспечивающих эффективность труда.

Литература

1. Домбинская, М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера. – М.: МГУ, 1996. – 210 с.

2. Об Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: документы РАО / под ред. А. К. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика.  – 2008. – № 10. – С. 9–26.

4. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяеев // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.– 528 с.

5. Буева, Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. – 1996.– №2. С.4-8.

6. Барулин, В. С. Социально-философская антропология. – М.: Онега, 1994.– 252 с.

7. Бачинин, В.А. Духовная культура личности . – М.: Политиздат, 1986. – 108 с.

8. Запесоцкий, А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. – 2002. – № 2.– С. 3-8.