Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.пед.н. Подгорных Е.М.
Уральский государственный педагогический университет, Россия
К вопросу о развитии
профессионального
творчества будущего педагога
Проблема
изучения особенностей творческой деятельности педагога является по-прежнему
актуальной, она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой
цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания и
определялась одними исследователями как создание новых, оригинальных ценностей,
имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн), другими -– как созидание чего-то нового, в том числе и во
внутреннем мире самого субъекта (Л. С. Выготский), третьими -– как источник и механизм движения, атрибута материи
(Я.А. Пономарев) и т.д.
Безусловно,
творчество – одно из наиболее сложных понятий профессиональной деятельности
педагога, поскольку предполагает непредсказуемость, самобытность, а значит и
принципиальную значимость субъективного, личностного начала в ней. Вместе с
тем, любое профессиональное творчество представляет собой органический синтез
планирования и озарения, логически последовательных действий и интуитивно
найденных путей их реализацию. Недаром С.Л. Рубинштейн подчеркивал «…единство
двух противоположных компонентов – знание и отношение, интеллектуального и
«аффективного»…, из которого то один, то другой выступает в качестве
преобладающего [4]. Изучение действенности аффективного и когнитивного обучения
позволяет лучше понять психологию подсознания.
Сам
факт тесного сотрудничества сознательного и неосознанного в процессе творческой
деятельности уже давно стал предметом размышлений философов, психологов,
педагогов, художников. О механизме их взаимодействия отчасти уже шла речь:
неосознанное дает импульс, который подхватывается и развивается осознанным
интеллектом. Однако это только одна из возможных форм, о другой говорит
канадский биолог Ганс Селье: «…если анализ проблемы с помощью сознания уже дает
плоды, проблему следует отложить для вызревания,
которое осуществляется путем неосознанного сопоставления ее с огромным запасом
накопленного опыта» [5].
А.
Н. Леонтьев, полностью признавая доминирование сознания в творческой
деятельности, между тем отмечает, что «…неосознаваемое и осознаваемое не
противостоят друг другу – это лишь разные формы и уровни психического
отражения, находящиеся в строгом соотношении с тем местом, которое занимает
отражение в структуре деятельности» [2].
В
качестве примера описания целостного акта творческого процесса можно привести
структурно-уровневую концепцию Я. А. Пономарева:
Первый этап
(сознательная работа) – подготовка
(особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного
проблеска новой идеи).
Второй
этап ( бессознательная работа) – созревание (инкубация направляющей идеи.
Третий
этап (переход бессознательного в
сознательное) – вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу
сознания поступает идея изобретения, открытая вначале в гипотетическом виде.
Четвертый этап
(сознательная работа) -– развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [3].
Очевидно,
что качество принимаемых решений во многом определяется способностями субъекта
деятельности. Здесь возникает вопрос: каждый ли человек потенциально способен к
творческому акту? Исследователи вполне утвердительно отвечают на этот вопрос,
отмечая, что у «человека не всегда имеются объективные возможности для создания
творчески нового в том или другом
виде деятельности» [7].
Естественное
предположить, что не все учителя характеризуются всеми стадиями творческого развития: кто-то достигает
только первой стадии, хорошо копируя готовые методические рекомендации;
отдельные педагоги, не меняя в целом какой-либо системы, вносят некоторые
модификации, методические приемы; третьи , беря за основу идею, полностью
разрабатывают содержание, методы и формы ее реализации; четвертые создают свою
собственную оригинальную концепцию и методику обучения и воспитания.
В этом отношении особенно важно положение И. М.
Сеченова, который рассматривал неосознанную психику как начало любого
психического процесса, без которого невозможно возникновение сознательной
психической деятельности [6]. Следовательно неосознаваемый опыт содержит в себе
ключ к решению творческой задачи. Однако он становится эффективным только в том
случае, когда формируется на фоне яркого интереса к проблеме.
Таким
образом, для более успешного личностного профессионального становления будущего
педагога необходимы как осознаваемые (отрефлексированные)
когнитивные компоненты, так и неосознанные ценностные смыслы, передающие
эмоциональную окраску деятельности в
целом.
М.В.
Кларин выделяет ряд условий, необходимых для создания творческой обстановки в
ходе обучения студентов:
–– устранять внутренние препятствия
творческим проявлениям. Чтобы
студенты были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в
своих взаимоотношениях с окружающими. Необходимо создавать условия для того,
чтобы обеспечить им возможность высказать свое мнение, строить предположение;
-– поддерживать живость воображения, которое является
фундаментом творческого мышления. Предполагается два пути управления
воображением: воздействовать на сознание прямо и воздействовать косвенно, в
зависимости от типа воображения и возраста, жизненного опыта;
–– корректировать воображение,
фантазию. После создания обстановки
внутренней свободы, некоторого «инкубационного периода», «созревания» идей», все предложения обсуждаются и
критически пересматриваются;
-– помогать
студентам видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать
творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие
творческую деятельность будут восприниматься как развлечение.
Перечисленные
рекомендации необходимо осуществлять в
свободном общении, обмена мнениями, идеями творческой дискуссии [1]. При
этом, в учебный процесс необходимо включать профессиональные ролевые и деловые
игры: приемы и упражнения на игровое поведение и взаимодействие; психотехнические
игры, интервью, дидактический спектакль, педагогические этюды и др.
Именно
использование разнообразных методов активизации мышления активизируют обменные информационные процессы между
массивами информации сознательной и неосознанной сфер психики, способствуют
использованию резервных возможностей студентов, их творческих способностей в
будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Кларин,
М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]
/ М.В. Кларин. -– М.:
1994.
2. Леонтьев,
АН. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев . – 2 – е изд. -– М. : Политиздат, 1977.
3. Пономарев,
Я. А. Психика и интуиция [Текст] / Я. А. Пономарев. -– М.
: Политиздат, 1976.
4. Рубинштейн,
С. Л. Проблема общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн; под ред. Е В. Шорохова.
– 2-е изд.- М. : Педагогика, 1976.
5. Селье,
Г. Очерки об адаптационном синдроме
[Текст] / Ганс Селье. -– М.: Медгиз. 1960.
6. Сеченов,
И.М. Избранные произведения [Текст] / И.М. Сеченов. – М.: АПН СССР 1962. т. 1.-
381 с. Т.1. Кому и как разрабатывать психологию? М.: АПН СССР. 1952. С. 208.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность
[Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
Сведения об авторе:
Подгорных Екатерина Михайловна,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей
педагогики
и истории
образования Уральского государственного педагогического
университета
Адрес: Екатеринбург 620098 ул. Индустрии 96, кв. 6.
Тел:
(343) 320-37-01 (домашний);
(343) 336-15-93 (рабочий)
E-mail: knr@bk.ru.