Доцент Н.В. Даренская
Омский государственный университет им. Ф.М.
Достоевского, Россия
Основные аспекты непрерывного художественного образования в регионе
Современное
культурное пространство невозможно представить вне профессиональной подготовки
высококвалифицированных кадров для отрасли культуры и искусства и вне
соответствующей системы образовательных учреждений, ориентированных на
художественное просвещение, нравственное воспитание, сохранение и укрепление
культурных традиций и преемственности поколений в культуре. Развитие
отечественного художественного образования неразрывно связано с дальнейшей
интеграцией России в мировой культурный процесс при сохранении уникальных
национальных традиций по подготовке профессиональных кадров отрасли культуры и
искусства.
Проблемы
сохранения и развития единого культурного пространства, многонационального
культурного наследия народов России, совершенствования отечественной системы
художественного образования и науки, проблема сознания, наконец, социокультурных
условий развития современной личности остаются сегодня крайне злободневными.
Остро стоит перед Россией и требует своего незамедлительного решения вопрос
формирования обновленной системы и подготовки новых кадров для культурного
функционирования нации.
Особое внимание к художественному
образованию на современном этапе неслучайно. Образование, по мнению ведущих
отечественных ученых и специалистов, должно войти в состав приоритетов
российского общества и государства, а образовательный сектор должен быть выбран
в качестве «одной из национальных точек роста». По оценкам экспертов
европейского союза образование в России признано единственной сферой,
обладающей высокой конкурентоспособностью. Вместе с тем, очевидна и
необходимость модернизации в свете мировых тенденций в образовательной сфере.
Нынешнее
состояние художественной культуры в нашем регионе актуализирует проблему соотношения професионального и
самодеятельного творчества, тем более, что грань между этими ипостасями размыта
сложившейся специализацией в социокультурной сфере. В разработке оптимальных
моделей региональной культуры, на наш взгляд, особое внимание следует уделять
специфике культурного пространства, реальной динамике соотношения традиций и
иноваций, исторически сложившимся
приоритетам, которые в совокупности влияют на функционирование всей системы
художественной культуры, что, в конечном счете, задает параметры успешного
управления культурными процессами.
Одной из
важнейших проблем художественного образования нам видится построение трехзвенного
образования, позволяющего осуществить преемственность обучения. Подобные опыты
мы встречаем в Волгоградском государственном институте искусств и культуры,
Кемеровском государственном университете культуры и искусств, Челябинской
государственной академии культуры и искусств.
Модернизация системы отечественного образования должна выстроиться на
основе переориентации с базисных технократических принципов на базисные гуманитарные. В Омском регионе
сложилась определенная система художественного образования, требующая от
современных ученых анализа и выработки программ по взаимодействию ДШИ/ДМШ,
музыкального училища, факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М.
Достоевского. И в этой связи важной
задачей, стоящей перед преподавателями ОмГУ, видится оказание
научно-методической помощи. Поэтому работа нашего факультета основывается на
профильном обучении будущих специалистов, которое осуществляется выпускающими
кафедрами. Актуальным, на наш взгляд,
является создание Центра непрерывного образования как структурного
подразделения факультета культуры и искусств ОмГУ. Вместе с тем, сегодня очевиден ряд проблем, которые мы наблюдаем
в системе непрерывного художественного образования не только в Омском регионе,
но и в других регионах России, а именно:
·
реалии жизни показывают,
что зачастую ДШИ, ДМШ, музыкальное
училище, колледжи недостаточно располагают сведениями о наличии тех или иных
специальностей (специализаций), направлений;
·
выпускники ДМШ и ДШИ не
ориентированы на поступление в средние профессиональные учебные заведения и
ОмГУ (факультет культуры и искусств);
·
выпускники училищ,
нашего вуза стремятся избежать работы в ДМШ в силу низкой оплаты труда молодого
специалиста, мы видим, как разрушается начальный этап непрерывного
художественного образования (старение педагогических кадров, отсутствие притока
молодых, талантливых, творческих специалистов, особенно на селе);
·
моральный износ
инструментов в условиях отсутствия их возобновления;
Каждый,
кто работает в системе художественного образования понимает, что мы живем в
эпоху постмодерна, существенно изменившую не только научную картину мира, но и
привычные отношения между учителем и учеником, преподавателем и студентом.
Современное информационное поле,
культурное пространство поистине не имеет границ: сеть Интернет,
библиотеки, ресурсы дистанционного
обучения, что создает колоссальные возможности личностного роста и
включения индивида в среду интеллектуального развития и позволяет ставить
практическую цель - гуманизацию образования на уровне, соответствующем информационной цивилизации. Она (цель) состоит в том, чтобы определять и
задавать путь к дальнейшему развитию современного общества, который лежит через
раскрытие «невостребованной» доли суммарного интеллекта. Интеллектуализация художественного образования
необходима для личностного становления
индивида в обществе в контексте современной философии образования проявляет
себя как гуманистическая идея. Такая позиция, на наш взгляд, задает гуманистический характер философским
взглядам на художественное образование.
Поэтому совершенствование системы художественного образования и
концепции модернизации российского образования до 2010г. следует рассматривать
как важнейшие приоритеты в политике нашего государства. И здесь не обойтись без
соответствующей реорганизации учебного процесса, переработки учебных планов,
программ, стандартов, модернизации учебно-методической документации, разработки
новых дидактических подходов.
Процессам
дегуманизации следует противопоставить мощный импульс культурного развития.
В Омском регионе существуют детские музыкальные школы, школы
искусств, музыкально-педагогический колледж №3, колледж культуры и искусств,
музыкальное училище им. В.Я. Шебалина, театры, музеи, библиотеки, факультет
культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, на основе которых активно
развивается межведомственное взаимодействие в сфере художественного образования
и просвещения. На сегодняшний день назрела необходимость в выработке новых
парадигм в художественном образовании, новых программ, инновационных методов
преподавания.
Для
региона важна не только преемственность
в деле подготовки кадров, но и
соответствие требованиям региона. Какие специалисты нужны? Какие должны быть
компетентностные характеристики будущих специалистов? И здесь очень многое
зависит от основного заказчика наших кадров: от Министерства культуры,
Департамента культуры г. Омска. Сейчас в г. Омске совместно с департаментами
идёт формирование «Компетентностной модели выпускника ООП ВПО», будущего специалиста в сфере культуры и
искусства посредством опроса работодателей и выпускников с целью
оценки/самооценки уровня освоения компетентностно-ориентированного подхода в
обучении. Подобная модель включает в
себя общекультурные и профессиональные
компетенции. Так, общекультурные компетенции
в нашем понимании содержат не только знаниево-деятельностные компетенции
(познавательной деятельности, разных видов деятельности, информационных
технологий), но и компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности (в
том числе профессионально-важные качества личности) и компетенции социального
взаимодействия человека и социальной сферы.
Профессиональные компетенции определяют готовность выпускника к
профессиональной деятельности, предоставляя свободу маневра в быстро
изменяющихся условиях современного общества.
Поэтому, формулируя и высвечивая
в своих учебных планах профессиональные компетенции, мы должны
использовать глагол «способен», «знает», «умеет», «владеет». Это, в свою
очередь, заставляет нас повышать качество образовательных услуг, нацеленных на
разработку компетентностно-ориентированных образовательных программ стандартов
третьего поколения, организацию практик и взаимодействие с работодателями,
разработку и реализацию магистерских
программ. Факультет культуры и искусств Омского государственного
университета (ОмГУ) им. Ф.М. Достоевского представляет возможность
самостоятельно формировать национально-региональный (вузовский) компонент
основных образовательных программ специальностей и направлению, подготовки
культуры и искусства.
На сегодняшний день факультет
ориентируется на установление профилизации учебных планов. Причем, не
только на период обучения в вузе, но и на послевузовскую перспективу. Для
воплощения подобной идеи в жизнь факультет помогает студенту заранее выявить
для себя область интересующих его изысканий, определить содержание и уровень
разработанности собственной научной темы. Однако, факультет учитывает, что для
формирования установки на исследовательский процесс студенты должны не только
познакомиться с реалиями практики (педагогической, производственной,
ознакомительной, фольклорной, учебной, преддипломной), но осознать сущностные
перспективы развития социокультурной сферы, которая постепенно окружает и
наполняет профессиональным духом будущую деятельность специалиста в сфере
культуры и искусств.
Художественное образование, при всей своей
массовости и доступности должно ориентироваться на уникальный объект —
творческую индивидуальность, одаренную определенными свойствами, необходимыми
избранной профессии, которую нам, педагогам, необходимо развить.