Саяпин А.В.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия

Реализация принципов подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников

 

Наметившиеся прогрессивные изменения в социокультурном развитии современного общества неразрывно связаны с процессом подготовки будущих учителей к творческому потенциалу школьников, становящегося одним из самых необходимых и перспективных в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества. В связи с этим перед высшим педагогическим образованием ставится задача выбора принципов к данной подготовке. При этом необходимо учитывать тот факт, что сегодня происходит смена акцентов с получения образования «на всю жизнь» на совершенствование образования «через всю жизнь», предполагающего особую динамичность и соответствие постоянно изменяющимся реалиям педагогической действительности: большая свобода, творчество и самостоятельность в дальнейшем профессиональном становлении. В контексте рассматриваемой подготовки учителя в системе высшего профессионального образования возникает необходимость формирования у будущего учителя, с одной стороны, умений развивать свой творческий потенциал, а с другой – научить данному процессу школьников. При этом будущие учителя должны уметь определять и классифицировать объекты творческого осмысления школьной действительности, использовать специфические процедуры для развития творческого потенциала школьников и представлять его результаты на основе полученных данных в ходе осуществления ими учебной деятельности.

Достижение обозначенной задачи осуществляется посредством реализации основных принципов. Отметим, что понятие «принцип» в гносеологии и методологии науки определяется как сложная, концентрированная форма знания, аккумулирующая в себе основное направление исследования, его «дух» [3, с.298]. Исследователи О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк принцип определяют как предписание действий для достижения поставленных целей [2, с. 41], а В.В. Краевский указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих условиях [4].

В результате осмысления различных трактовок понятия «принцип», а также опираясь на исследования И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, в которых принципы педагогического процесса рассматриваются как основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса [6], в рассматриваемой нами подготовке в качестве основных принципов выступают следующие:

- индивидуализации;

- творческой направленности;

- взаимозависимости творческого потенциала студентов и школьников;

- управляемого перехода;

- систематичности и последовательности.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Принцип индивидуализации  определяет  учет личностных и индивидуально-психологических особенностей студентов (характера «Я-концепции», направленности личности, её ценностных ориентаций, уровня волевой саморегуляции и др.), а также уровня их готовности к развитию творческого потенциала школьников в период подготовки в высшей школе.

Рындак В.Г.  считает, что источник возникновения, развития и обогащения множества возможностей надо искать в явлениях индивидуализации, которая в основе своей имеет: а) типичный, характерный для данного человека способ "решения" жизненных "задач" в сочетании с неповторимостью "решений"; б) индивидуальный подход к распредмечиванию общественной сущности личной культуры человечества; в) интеграцию и некоторое неповторимое образование общественных и природных качеств личности, ее общественных позиций, особенностей жизни; в) индивидуальную модель содержания непрерывного образования [5, с 50].

Реализация  данного принципа предполагает построение процесса подготовки студентов на основе учета их индивидуальных способностей и возможностей, развития творческого потенциала; содержания образования, отраженного в государственном образовательном стандарте, и согласно  образовательным потребностям и запросам самих студентов посредством использования индивидуального образовательного маршрута,  в осмыслении понятия которого мы опирались на позиции авторов С.В. Воробьева, А.П. Тряпицыной и др.[7].

Выбор принципа творческой направленности процесса подготовки будущего учителя обусловлен, во-первых, тем, что сегодня в общественном сознании утверждается приоритет творчества, требующий смены исполнительской деятельности личности на проблемно-поисковую, творческую, отвечающую запросам общества, и создающую условия для самосозидания и самореализации. Во-вторых, выбранный принцип обусловлен творческой природой труда учителя. Так, в раскрытии ее содержания В.А. Сластениным можем наблюдать использование понятия «творчество» на трех страницах текста учебного пособия «Педагогика» в разнообразных словосочетаниях: творчество, творческая деятельность, творческий характер педагогической деятельности, педагогическое творчество, творческая личность, учитель-творец, опыт творческой деятельности, творческое отношение будущего учителя к своей деятельности, творчество педагога, творчески работающий педагог, творческая познавательная мотивация и, конечно же, творческий потенциал [6, с 17-19]. 

Действительно  труд учителя, несомненно, пронизан творчеством, а он сам как гражданин, как личность, как профессионал выступает в качестве творца организуемого им педагогического процесса. Чтобы он мог в полную меру своих сил и способностей трудиться, творчески подойти к решению учебно-воспитательных задач, необходимо обеспечить развитие его творческого потенциала в период профессиональной подготовки и подготовить его к осуществлению данного процесса у школьников.

Следовательно, представление о профессиональной подготовке студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников как о деятельности, наполненной творчеством, актуализирующей процесс развития  творческого потенциала не только школьников, но и самих студентов, делает актуальной тенденцию усиления в современной подготовке студентов педвуза его творческой направленности.

Реализация данного принципа в рассматриваемой нами подготовки студентов предполагает формирование у них целостных представлений о творчестве, творческом потенциале личности, осмысление ими собственных потребностей в овладении умениями его развития у школьников. Согласно этому в контексте рассматриваемой подготовки возникает необходимость формирования у будущего учителя, с одной стороны, умений развивать свой творческий потенциал на основе творческого подхода к осуществлению в будущем профессионально-педагогической деятельности, по своей природе имеющей творческий характер, а с другой – уметь научить данному процессу школьников на основе их опыта творчества.

Принцип взаимозависимости творческого потенциала студентов и школьников представляет собой зависимость между состоянием развитости творческого потенциала самих студентов и уровнем развития творческого потенциала школьников.

В раскрытии данного принципа хотелось бы обратиться к высказыванию Ю.К. Бабанского относительно взаимозависимости потенциалов учителя и ученика. Он считает, что «потенциал учителя в последнее время возрос, но разность потенциалов между учителем и учеником уменьшилась» [1, с.90]. В связи с этим можно предположить, что усиленное развитие творческого потенциала учащихся может уменьшить разность соответствующих потенциалов между учителем и учеником. А это в свою очередь позволяет говорить о значимости развития творческого потенциала и у самих студентов в период их подготовки в вузе, и о той главной роли, которая отводится будущему учителю, способному реально вносить изменения в учебно-воспитательный процесс школы с целью осуществления эффективного развития школьников и их творческого потенциала. Действительно, для нас важным является тот факт, что студенты – будущие учителя – в ходе профессиональной подготовки должны научиться развивать творческий потенциал школьников, т.е. приобрести знания о сущности данного процесса, эффективной его организации, диагностики и освоить соответствующие умения. При этом необходимо отметить, что нельзя в достижении высокого уровня развития творческого потенциала школьников находиться вне подобного опыта. Поэтому подготовка студентов к профессиональной деятельности должна строиться на основе учета и реализации выделенного выше принципа таким образом, чтобы развивался и их творческий потенциал.

Принцип управляемого перехода предполагает в период профессиональной подготовки переходить студентам от деятельности в учебной ситуации к деятельности в реальной педагогической ситуации, от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности в профессии учителя. Данный принцип нацелен на творческий подход к решению возникающих перед студентами задач, предполагающих перенос «наработанного», успешно апробированного на одной задачи или в одной области задач на решение других новых задач.

Реализация данного принципа предусматривает работу преподавателя и группы студентов по развитию умений у студентов переносить конкретные умения по развитию творческого потенциала школьников, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера в профессиональной деятельности.

Совместная деятельность преподавателя и студентов в этом направлении организована согласно разработанной модели подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников и функционирующих ее компонентов, а также выделенных педагогических условий.

Принцип систематичности и последовательности в подготовке студентов к развитию творческого потенциала школьников предполагает системный характер в приобретении ими теоретических знаний о творческом потенциале личности и его развитии, в формировании умений его развития у школьников в практической деятельности посредством использования различных педтехнологий, адаптированных к своему учебному предмету.

Данный принцип реализуется в различных формах рассматриваемой подготовки и опирается на накопленные будущими учителями теоретические знания и практические умения. Он требует определенного порядка и системы, как в содержании подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников, так и в ее организации по осуществлению рассматриваемого процесса. 

В заключении отметим, что целенаправленное использование преподавателями педвузов представленных выше принципов в профессиональной подготовке студентов к развитию творческого потенциала школьников позволит им наиболее эффективно организовывать вышеназванный процесс.

 

Литература :

1.  Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

2.  Гребенюк, О. С. Теория обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

3.  Кириленко, Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М. : СЛОВО ; Эксмо, 2004. – 480 с.

4.  Краевский, В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский. – М. : Знание, 1977. –  64 с. 

5. Рындак, В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя : (теория взаимодействия) : монография / В. Г. Рындак. – М. : Педагогический вестник, 1997. – 244 с.

6.  Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.

7.  Тряпицына, А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А. П. Тряпицына. – Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 91 с.