Педагогические науки/3.

 Методические основы воспитательного процесса

 

К.п.н. Корсакова Т.В.

Технологический институт

Южного федерального университета в г. Таганроге, Россия

 

 

Современные научно- методические основы воспитания учащихся общеобразовательного учреждения в контексте духовно-нравственного уклада школьной жизни

 

Особое место в системе российского образования занимает общеобразовательная школа, где становление и интенсивное развитие личности школьника во многом определяют систему его отношений с миром на всю оставшуюся жизнь.  Идеи гуманизации воспитательной дея­тельности, поиск путей и средств, которые бы со­действовали раскрытию духовных сил, формированию нравственной позиции ре­бенка в процессе жизнедеятельности, находятся в центре вни­мания педагогического сообщества. Система требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников обусловлена следующими факторами:

– признанием приоритетной роли воспитания на всех уровнях образования с принятием Закона «Об образовании» в его новой редакции в 2007 году [6];

  Концепцией модернизации образования [3];

– Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования [7];

– Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2].

 Про­возглашенные и реализуемые на практике задачи, безусловно, производят положитель­ный эффект, однако существующее противоречие между трактовкой воспитания как процесса целенаправленного управления развитием личности в гуманистически построенной воспитательной системе и  недостаточным усилением воспитательной роли школы определяет потребность в анализе современных научно-методических основ организации воспитательного пространства, которое должно стать питательной средой духовного и нравственного развития личности [1].

 Весь спектр методов управления воспитательной системой образовательного учреждения можно разместить между двумя пределами: организационная структура и педагог, который расширяет возможные границы творчества, включая в них не только педагогические, но и социальные  технологии, передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они трансформировались у школьников в виде духовно-нравственной компетенции.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную, деятельную жизнь, где у каждого есть свои роли, цели, взаимные отношения.  

  Исходя из этих положений, школа должна строить свою воспитательную систему, делая ставку на создание ситуации творческих достижений у каждого школьника; создавая цикл разно­образных дел, в которых может проявиться каждый уче­ник; проектируя недостающие зоны; организуя педагоги­ческое сопровождение развития; готовя учеников к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции.

 В самом начале XXI века образование обогатилась достаточно новым для его истории понятием «Уклад жизни образовательного учреждения», в содержание которого вкладывается положение о том, что определение путей развития школьной жизни будет способствовать подготовке молодого поколения к жизни, адаптации его в быстро меняющемся мире, реализации его потенциала в личных интересах и в соответствии с запросами общества [5].

 Эти перспективные идеи,  заложенные в Стандартах второго поколения, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования,  которая является компонентом основной образовательной программы,  и становятся, сегодня, методической основой обеспечения условий для духовно-нравственного развития обучающихся, построения воспитательного пространства.

Наиболее продуктивным для этого становится приведенный и обоснованный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа, сформулированная основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, перечень базовых национальных ценностей.

Образовательное учреждение, при разработке собственного уклада жизни, может вводить дополнительные ценности, способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала,  делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса.

Целесообразность отражения национального воспитательного идеала и основной педагогической цели в укладе школьной жизни,  интегрированном в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность, диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. Образовательное учреждение может корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом этнических, культурных, социальных и иных региональных условий организации воспитания и социализации обучающихся.

Еще одним принципиальным условием является избрание деятельностного подхода, не утратившего своего значения со времени представления в  1975 году классиком отечественной психологической науки Алексеем Николаевичем Леонтьевым,  в качестве теоретико-методической основы к построению и функционированию школьных укладов [4].

Деятельностный подход представляет собой вариант реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. А.Н. Леонтьев определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. В соответствии с таким взглядом непременным условием эффективности воспитания в контексте уклада школьной жизни является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития,  когда воспитатель не ограничивается лишь информированием обучающегося о тех или иных ценностях, а открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Этот подход, являясь определяющим для организации духовно-нравственного уклада школьной жизни,  применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития имеет свои особенности:

– Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду.  Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности в укладе жизни школы.  

– Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Данный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.

Выделенные методические основы воспитания учащихся общеобразовательного учреждения в контексте духовно-нравственного уклада школьной жизни позволяют определить основные результаты целостной системы отношений, каковой и является уклад школьной жизни, выраженные в терминах клю­чевых воспитательных задач:

–  личностное развитие  — готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

– социальное развитие — воспитание рос­сийской идентичности на основе приня­тия учащимися общенациональных духов­ных ценностей, хранимых в традицион­ных российских религиях, культурах наро­дов России, их общей исторической судь­бе; формирование у молодого поколения россиян готовности сообща противосто­ять глобальным вызовам современной эпохи; воспитание патриотизма и граж­данской солидарности.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от  11.02.2002  N 393

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Академия, 2005. 352 стр.

5. Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования. / Письмо Министерства образования и науки РФ. –  № 22-06-1222 (НЦПИ). – 17 сентября 2001г.

 6. Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ (с изменениями от 01.12.2007) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (принят ГД ФС РФ 12.07.1995).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.