К.филос.н. Н.П. Монина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Россия

Аксиологическое содержание идей  русского космизма

 

Русский космизм – это совокупность коренных черт национального самосознания, в разной мере проявляющихся в истории культуры. Доминирующим принципом космистского взгляда на мир являются представления о единстве Макрокосма – Вселенной и Микрокосма – человека.  «Созерцательное отношение и экстатически религиозное переживание единства человека и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь исторического развития» [1, с.10] . 

Аксиология космизма неразрывно связана с осознанием единства человека и мира. Причем, Космос мыслится как живой организм, космисты даже вводят такое понятие как Живой Космос. Так, например, К.Э. Циолковский обосновывал общность человека и Вселенной в их взаимной одушевлённости. В своей работе "Монизм вселенной" он пишет о наличии у Вселенной ощущений: "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи" [2, с. 145].

В рамках русского космизма была разработана космическая этика.  Начало  космо-этическому подходу к познанию действительного мира положил один из крупнейших русских ботаников А.Н. Бекетов. Его перу принадлежит уникальное философское эссе «Нравственность и естествознание». В центральной части данной работы предпринята попытка определения некоторых фундаментальных закономерностей, общих для природы и общества, включая и моральные устои. Кстати сказать, в данной работе были предвосхищены многие идеи, сформулированные впоследствии в Космической этике  К.Э. Циолковского.

А.Н. Бекетов в своей работе опирается на идеи эволюционизма и дарвинизма и обосновывает концепцию космической обусловленности нравственного поведения людей, в ходе работы автором анализируются общие закономерности, заложенные в фундаменте природы, впоследствии своеобразно преломляющиеся в процессе социальной и биологической эволюции. Нравственность человека уходит своими корнями в общие законы всего Космоса.  «Но сам Космос, в отрыве от Человека, еще не дает в руки той нити, что позволило бы проникнуть в самые сокровенные тайны Мироздания. Вот почему начинать надо с Человека, с побудительных его моральных и аморальных поступков» [3, с. 14]. Мыслитель отталкивается от «золотого правила морали», суть которого состоит в следующем: «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Только в этом случае, по мнению А.Н. Бекетова, поступки человека ведут к полному уравниванию его наслаждений с наслаждениями ближнего и естественным путем приводят к установлению принципа справедливости. Именно справедливость является главной, основной  онтологической категорией, обуславливающей  бытие нравственности.  «Справедливость есть равенство в приложении к жизни всех и каждого. Равенство (=) – вот кратчайший символ, выражающий и высший принцип высшей человеческой нравственности. Но математическое равенство мыслимо только в отвлечении; в природе же, во Вселенной оно выражается равновесием, и именно подвижным равновесием… На равновесии зиждется Вселенная, весь необъятный Космос; в нем заключается самое общее проявление мировой силы, заправляющей как необозримыми звездными системами, так и малейшим атомом на земле» [цит. по 3, с. 15].  Равновесие в природе, как верно отмечает  В.Н. Демин, анализируя работы А.Н. Бекетова, стремится к естественной гармонии: формы бытия могут меняться, но все же целое сохраняется во всей своей гармонии. Тот же самый принцип переносится ученым и на человеческое общество, в  нем  проявляется еще дополнительная активность, присущая всему живому. Он пишет: «В душе человека, в его совести отражается космическая законность жаждою к установлению гармонии, не только в целом, но и во всех частностях бытия, и прежде всего – в человечестве» [цит. по 3, с. 15].  Таким образом, вся цепочка онтологических категорий, обуславливающий нравственность, такова: Справедливость – Равенство – Равновесие – Гармония. Именно в такой последовательности и проявляется их объективная необходимость как «вселенская  законность».

Концепцию «Общего дела» в рамках русского космизма разрабатывал Н.Ф. Федоров. В реальном, современном ученому мире царят разделенность, разорванность и волчьи законы, поэтому первым шагом на пути осуществления грандиозной задачи покорения Космоса должно стать преодоление существующей розни, объединение всех под эгидой Общего дела и на основе принципов космической этики.  Центральный принцип Федоровского космизма – единство космологии и антропологии. Человек должен стать хозяином Космоса, но он призван не только управлять всей безграничной Вселенной, но и спасти ее  через одухотворение всех громадных небесных миров и всемирной силы тяготения. «Идея оразумления Космоса путем частичного подчинения его человеческому интеллекту и воле в конечном счете может служить опорой гуманистической космоэтики» [4, с.18].

Логическое завершение это направление русского космизма нашло в этике К.Э. Циолковского. Он возвел разумный эгоизм в космический принцип, распространяя его даже на отдельные атомы, сводя его к стремлению всего живого к счастью. Ученый писал: «Этика  Космоса, т.е. сознательных существ состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых, или начинающих свое развитие животных» [5, с. 138].

Не только представителями естественнонаучного направления русского космизма рассматривался аксиологический аспект, но также и представителями  поэтическо-художественного направления, в частности Н.К. Рерихом. Внутренний мир человека для Рериха-писателя есть объект космической значимости. Любое движение души, любое пробуждение способно вызвать существенный резонанс в окружающем мире. В своих произведениях Рерих последовательно развивает идеи непричинения зла живому — ни  действием, ни мыслью. Призывая во всем окружающем мире увидеть красоту жизни, он нацеливает нас на преображение жизни подвигами Культуры. В значительном труде, вобравшем в себя несколько произведений, написанном Н. К. Рерихом и его женой Е. Н. Рерих — «Агни Йога» («Живая Этика») — ставится задача трансформации человеческого сознания, поднятия его на космический уровень.

В целом, русский космизм, как верно отмечает В.Н.  Демин, создал всеобъемлющую  соборную систему видения и понимания всех аспектов мироздания,  включая и аксиологическое его  содержание.

 

Литература:

1.     Овечкина И.С. Космизм и русское искусство первой трети ХХ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Краснодар, 1999. – 24с.

2.     Циолковский К.Э. Монизм вселенной / Очерки о Вселенной. - М.: ПАИМС, 1992.

3.     Демин В.Н. Русский космизм: от истоков – к взлету.// Вест. Моск. Ун-та. Серия 7. Философия. 1996. - №6. – с. 3-18

4.     Демин В.Н. Философские принципы русского космизма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1996. –34с.

5.     Циолковский К.Э. Научная этика //очерки о Вселенной. М., 1992