Османкина Г.Ю.,

кандидат культурологии,

доцент кафедры ДТМ ОмГТУ

 

Культурное пространство формы и ее миропонимание в дизайнерском творчестве

В современном мире дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и искусство визуального воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна вытекает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и внутреннего содержания.

Рождение вещи вытекает из ее предназначения. С этим связана ее форма, сущность, возможность и граница ее бытия. Бытие предмета в свою очередь рождает ее культурное пространство. Оно всегда разное и зависит от множества факторов и явлений, начиная с индивидуального воспроизведения до коллективного и от практического применения до духовного восприятия. То есть, как пишет Т.Ю. Быстрова: «Создавая что-либо новое, человек осуществляет себя в этом мире». [1. с. 98]

Создание чего-либо начинается с представления о нем.  Осмыслив образ, дизайнер приступает к зарисовке предмета, используя в качестве визуализации в первую очередь линии видимого контура, так как именно линия является одним из основных изобразительных средств. «Линиями, – как утверждает Н. Ли, – обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое». [2. с. 36]

Линия способствует созданию формы. Форма определяется замыслом. Воплощение замысла может являться объектом культуры, тогда он обретает смысл. Причем, применение тех или иных линий при создании формы может рассматриваться как философский аспект, как диалог человека и мира, в котором оба начала выступают как равные, одинаково необходимые друг другу.

Понятие форма является непосредственной частью нашей повседневной жизни. Отовсюду слышится: форма носа, глаз, форма письма, форма повествования, расположения, форма одежды и т.д. Но что же все-таки есть форма?

 Как отмечает Т.Ю. Быстрова: «При видимой простоте обыденных значений «форма» – это одно из самых сложных и трудноопределимых философских понятий, особенно когда речь заходит о материально-вещественных образованиях». [1. с. 128]

Существует множество определений: форма – как «граница», форма –как «процесс», форма – как культурный объект.

Однако, форму предмета и ее отдельные элементы можно рассматривать и как гармоничное взаимодействие человека и мира, который его окружает. Определенное положение вещей друг относительно друга поддерживает порядок мира, частью которого эти вещи являются. Более того, структуры предметов и больших начал мира подобны, по малому можно догадаться о большом, дать ему осуществиться. Как утверждают религии мира человек подобен Богу. Из этого следует, что форма есть отражение вкуса, внутренней эстетики и миропознания окружающего микро- и  макрокосмоса. Духовное переживание от формы приводит к гармонизации человека и окружения.

Создание формы требует от дизайнера сразу многих способностей и представляет собой синтез эмоционального и рационального, образного и понятийного начал, который далеко не всегда требуется в других видах проектирования.

Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей природой, внимательно наблюдая объекты природы или явления. В результате получаются уникальные произведения очень близкие душеной гармонии человека.

Любая вещь является аккумулятором миропонимания, ценностных установок своего создателя, передавая энергетику людям для употребления качественного продукта мировосприятия бытия. Мир вещи отражает внутренний мир создателя и от того насколько богат его внутренний мир, настолько эффективна будет созданная вещь или форма. Т.Ю. Быстрова утверждает по этому поводу следующее: «…Все законы создания и функционирования вещей будут в первую очередь связанны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе». [1. с. 53] Не смотря на то, что дизайнер не всегда свободен в творческом процессе, все же он воплощает в вещи в первую очередь свое представление и видение. Форма вещи выбирается творцом в соответствии с теми представлениями и интеллектуально-нравственными принципами, которыми он обладает и которые его волнует на момент создания. Взгляды и пристрастия дизайнера могут меняться, так же как и меняются устои и идеалы общества, государства.

Благодаря поискам дизайнеров новых форм можно сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.

Литература:

1.     Быстрова Т.Ю. Вещь. Формаю Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: издательство Уральского ун-та, 2001. – 288 с.

2.      Ли Н. Основы учебного академического рисунка: Учебник. –  М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

Автор: Османкина Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета. Электронный адрес: Feodoravizant@yandex.ru