Гуруев Д.К., старший преподаватель

 кафедры истории государства и права 

Дагестанского государственного университета

E-mail: djaxxx999@yandex.ru

 

 Нормативно-правовая  культура Акуша-Дарго: преступление и наказание

 

 

С целью создания эффективной системы наказания за серьезные преступления в настоящей статье представляется необходимым обратиться к системе наказания, применяемой в XVIIXVIII веках в Дагестане.

 Социально-экономические отношения, сложившиеся в XVII—XVIII вв. в Акуша-Дарго, нашли отражение в нормативно-правовой культуре союзов сельских обществ. Адаты ставят в привилегированное положение знать и административных лиц, которые имели «исключительное право на замещение должностей». Согласно адатам Акушинского общества, за убийство мангуша* (глашатай)  алум (штраф за убийство)    взыскивался в четыре раза больше, чем за убийство рядового члена общины.

 В Усишинском обществе «убийство своего кадия» в любом случае, а также убийство карта, мангуша и тургака  при исполнении ими служебных обязанностей считалось «карой» (умышленным убийством).

За нанесение раны административным лицам штраф брался в два раза больше. О привилегии свидетельствуют, и такие статьи, где говорится: «Не допускаются претензии по одному подозрению ни по каким делам, кроме убийства, на старшин, кадиев, картов, мангушей, будунов и гаджиев». «Показание кадия  без присяги считается наравне с показанием двух свидетелей за присягою»[1] и т.д.

В ряде случаев адат даже позволял кадиям и другим административным лицам произвольно разбирать тяжбы и налагать взыскания на виновного. Так, по адатам Усишинского общества «за нанесение мужчине побоев, хотя бы остались и знаки на теле, и раны», за которые, по общему даргинскому адату, не следует удовлетворение», а также за драку, взыскание с виновных делалось по усмотрению кадия и картов (старшин). По усмотрению кадия и картов штрафы налагались также за нанесение побоев гаджию и тургаку[2]. Эти нормы адата «говорят не только об особом положении административных лиц, но и о том, что они могли быть использованы ими в своих личных интересах.

В непосредственной связи с усилением социального и имущественного неравенства, с процессом увеличения богатства феодализирующейся знати находились и статьи адатов по имущественным преступлениям, которые, будучи направлены на защиту частной собственности, выражали, прежде всего, интересы правящей богатой верхушки. Именно с таким положением мы сталкиваемся в адатах:  они защищали имущество от воровства, грабежа, поджогов, порчи и т.д. Так, по адатам Акушинского общества за воровство было определено возвращение «уворованной» вещи хозяину и, сверх того, с вора «взыскивалось еще девять вещей одной цены с уворованною». Кроме того, если воровство совершалось со двора, за приход вора во двор, в пользу хозяина взыскивалось три барана. Если воровство было доказанным, с вора брали еще штраф в пользу джамаата – 7 быков. По адатам Мекегинского общества, если «уворованное» бывало найдено, оно возвращалось хозяину вдвое, а за воровство барана с вора взыскание делалось в десятикратном размере[3]. Даже за обрез хвоста лошади с виновного в пользу хозяина взыскивался один бык и один бык в пользу джамаата. За потрату, сверх удовлетворения хозяина, был определен еще штраф джамаату или же исполнителю, как, например, в Усишинском обществе»[4].

Одним из интереснейших институтов, привлекавших внимание, была кровная месть, которая еще в XVIIXVIII веках в системе адатного права Акуша-Дарго играла заметную роль. Согласно адатам  даргинских обществ, записанным в XIX в., но возникшим намного ранее исследуемого периода, вместе с убийцей, который до примирения родственников убитого подвергался кровомщению, кровными врагами считались не все родственники, а всего «шесть ближайших его родственников из совершеннолетних мужчин». Но количество их в отдельных обществах было еще меньше. По адатам Цудахарского общества ими являлись родители убийцы вместе с братьями и сестрами. Следовательно, и месть в этих обществах из родовой фактически превратилась в личную.

Другой характерной особенностью действия кровной мести в исследуемое время являлось то, что оно допускало взамен обязательной кровной мести возможность имущественных компенсаций.

Особыми статьями выкупа с убийцы при совершении убийства являлись «бухъ» (алум) – плата, взыскиваемая с убийцы в пользу родственников убитого вскоре после убийства, и «дият» — вознаграждение, или условная плата, за которую лица, имеющие право на кровомщение, соглашались простить убийцу и примириться с ними и с его родственниками.

По адатам Акушинского общества за убийство взыскивался алум наследникам убитого два быка» и «штраф джамаату — семь быков»; в Мугинском обществе – «2 лучших быка и 14 кары бязи наследникам убитого»; по адатам Усишинского общества — «один бык без оценки» бык и один баран определенной стоимости, «три сабы пшеницы, семь кары бязи» и штраф в пользу джамаата.

Все это могло быть только в условиях укрепления частной собственности, индивидуализации общества и дальнейшего процесса ослабления тухума и уз родства. Об ослаблении тухума и родственных связей свидетельствуют и происшедшие изменения в институте присяжничества и соприсяжничества, в обычаях оказания помощи несостоятельному сородичу, с которого за преступление по адату взыскивалось имущество и т.д. По общим адатам общества Акуша-Дарго к присяге допускались только ближайшие родственники обвиняемого с отцовской стороны – мужчины, достигшие 15 лет.

Дальние родственники допускались к присяге только в том случае, если отсутствовали ближайшие родственники. Но в этом случае присягающий должен был дать присягу на Коране, что у него нет родственников ближе тех, которые представлены к присяге.

Взыскание всегда должен был платить обвиняемый. И лишь тогда, когда для этого не хватало имущества супругов, взыскание делалось и с ближайших родственников. «При несостоятельности обвиняемого, — говорится в адатах Мугинского общества, — платят сперва родители, братья и сестры его». Когда же и этого имущества оказывалось недостаточно, взыскание делалось с родственников следующих колен, число которых в отдельных случаях могло доходить до 40 человек с отцовской и материнской стороны обвиняемого.

Однако по адатам почти всех верхнедаргинских обществ «за оказавшихся несостоятельными по несчастному какому-либо случаю родственники платить не обязаны были».

В неразрывной связи с приведенными нормами адата находилось и право наследования. Согласно адатам в исследуемое время это право распространялось не на всех родственников. Так, в Цудахарском обществе право наследования принадлежало родственникам не далее четвертой степени родства. Все это говорит о том, что в XVII—XVIII вв. в Акуша-Дарго родственная солидарность была в значительной степени ограничена юридическими адатно-правовыми нормами, которые приобрели совершенно иное содержание в сравнении с периодом господства родовых отношений. Сам адат уже являлся не столько пережитком родовых отношений, сколько формой раннефеодального права.

Таким образом, в адатной традиции Дагестана кровная месть вовсе не была кровавой анархией – процесс продуманно регулировался джамаатом, который гарантировал наиболее важные его моменты. Последствия убийства частью распространялись и на родных убийцы – это волей-неволей заставляло тухум контролировать поведение своих членов, в особенности агрессивных, безответственных либо склонных к криминалу, удерживая их от этого лучше всякой полиции. Далее: наказание убийцы было весьма серьезным: в течение нескольких лет он имел ежеминутный шанс погибнуть (что довольно часто и случалось), если же он дожидался прощения, то срок изгнанничества, полный страха и лишений, был потяжелее «лагеря общего режима». Серьезность наказания смертью обеспечивалась тем, что общество вручало это право группе наиболее заинтересованных лиц – родственникам убитого, которых невозможно было ни подкупить, ни запугать. Но им же предоставлялось и «право амнистии» – горское правосознание было достаточно гуманным, однако право простить вручалось не чиновникам, способным на все ради выгоды, а потерпевшей стороне, включая мать убитого. Продумано было и материальное возмещение семье потерпевшего, и общественные расходы и потери – причем за счет виновного, а не налогоплательщиков. Гарантированы были все три вида выплат с виновной стороны, причем даже мертвый убийца мог быть подвергнут санкциям.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что наши предки создали более эффективную систему наказания за серьезные преступления, чем нынедействующая, использование ее в первозданном виде в современном правотворчестве России и Дагестана, в частности, не представляется возможным. Однако некоторые ее стороны – общественный контроль за случаями убийства, особые права родственников убитого, возможные формы солидарной ответственности близких к убийце людей, компенсации и расходы за счет убийцы и тех его близких, которые пользовались полученными от него благами, и, наконец, влияние на исполнение приговора – все это заслуживает внимания законодателей  и, думается, может быть применено уже сегодня.

 

Литература

 

1.                Адаты и обычаи  даргинцев // Рук. фонд Института ИИАЭ ДНЦ РАН, ф.5, оп.1, д. 40.

2.                Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII—начале XIX веков. Махачкала, 1957. С. 134.

3.                Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. // Архивные материалы / Сост. Х.-М. Хашаев. М.: «Наука», 1965. С. 12.

4.                Памятники …. С. 15.

 



* Мангуша (глашатай)  

Алум (штраф за убийство)