Макеева Е.Н.
Минский
Государственный Высший Радиотехнический колледж, Республика Беларусь
Энвайроментальные проблемы в
структуре устойчивого развития
На современном этапе идея гармоничного сосуществования
человека и природы в формате коэволюционных отношений не только занимает
центральное место в дискуссиях специалистов-экологов, но и приобретает
полидисциплинарный статус, т.к. является знаковым объектом исследования в
сферах социального, философского, экономического, естественнонаучного знания. При
этом ее онтологическим основанием становится концепция устойчивого развития
(УР), в глобальном масштабе представляющая собой всеобщую цель дальнейшего
развития человечества. Проекцией глобальной модели УР на сегодняшний день являются
ее национальные версии, адаптированные к сложившимся на данных территориях
социокультурным условиям и рассматривающиеся каждым государством в качестве
продуктивно функционирующего алгоритма. Однако при реализации данной концепции
возникают препятствия объективного характера, связанные с целым рядом причин.
Изначально проблема экспликации
аутентичного смысла понятия «sustainable development» была порождена его буквальным
переводом, означающим устойчивое развитие. Дискуссия приобрела остроту и
широкий резонанс в профессиональном сообществе, разделив апологетов идеи УР на
два альтернативных подхода, связанных с акцентацией внимания либо на
устойчивости, либо на самоподдерживаемости развития. Впоследствии этот вопрос
был урегулирован с помощью уточнения базовых характеристик данного концепта, и
в конечном итоге стало ясно, что устойчивое развитие – это не просто развитие
современных поколений без нанесения вреда будущим, а развитие с постоянным ускорением,
не приносящим вреда ни настоящим, ни будущим поколениям, и способствующее
переходу не только на более высокий количественный уровень (например, увеличение
выпуска однотипной продукции по устоявшимся технологиям, расширенное воспроизводство
и др.), но и на новый качественный (т. е. совершенствование по мере развития, в
частности на основе новых научных знаний).
Но, несмотря на достигнутую более-менее определённость
в терминологическом аппарате, снять проблемность как таковую в сфере
устойчивого развития не удаётся по причине несовпадения целей развития биоты и
социума [1]. К прогрессу стремятся и социальные и природные системы, но НТП
идёт более быстрыми шагами, нежели биологическая эволюция. В настоящее время
для создания новой технологии требуется несколько лет, а новый природный вид
может зарождаться столетиями. Однако направить НТП на ускорение появления новых
видов в природе и тем самым ускорить темпы ее эволюционного развития еще не
значит найти выход из ситуации и двигаться по пути устойчивого развития. Зная
императивы современного человечества, можно предположить, что оно, скорее, вернется
к отправной точке проблемы, т.е. станет подстраивать окружающую среду под свои нужды, а, следовательно, её
снова ожидает деформация и разрушение [3]. Биота в своём развитии всегда
подстраивалась под окружающий мир в отличие от человека, который зачастую
быстрее подстроится под социальные, чем природные условия.
Так что НТП, с одной стороны, является
губительным для природных экосистем и не согласуется с принципами устойчивого
развития, а с другой – является необходимым компонентом этой концепции. Подобный
вызов подтверждает ситуация, сложившаяся на территории постсоветских государств
в 90-е годы ХХ века. В связи с распадом СССР произошёл спад в сфере
материального производства многих стран этого региона, который повлёк за собой
и экономический кризис – закрывались или снижали производственные показатели
многие гиганты тяжёлой промышленности. Но именно благодаря этому появилась
возможность утверждать, что при снижении антропогенной нагрузки улучшаются
экологические показатели. При этом нарушалась сегментарная гармония
социо-эколого-экономической модели: один сегмент начинает развиваться за счёт
другого, а это ведет к неустойчивости модели в целом. Причина такой
неустойчивости скрывается, по всей вероятности, в обратных связях. Негативное
воздействие человека на экологический сегмент принимается природой как вызов, и
она реагирует на него стихийными бедствиями, снижением урожайности, ростом
заболеваемости, что, конечно же, негативно сказывается и на экономическом, и на
социальном направлениях. С другой стороны, спад в производственно-хозяйственной
деятельности, составляющей основу экономики, влечёт за собой ослабление
социального сегмента, отвечающего за науку, культуру, образование.
Следовательно, у человека меняются жизненные установки, для него неважным становятся
экологические императивы, духовные ценности, экологическая культура уходит на
второй план, а на первое место выдвигаются принципы самовыживания, пусть даже
за счёт хищнического использования природных богатств. Обратной реакцией
становится ухудшение экологической обстановки, поэтому снижение темпов
производства также не ведёт человечество к устойчивому развитию.
С развитием наукоёмких отраслей многие
учёные начали связывать устойчивое развитие с возможностью использования
современных малоотходных и безотходных технологий, новейших очистительных
сооружений и других достижений НТП. Однако и у такого подхода существуют свои
противники, утверждающие, что подобные мероприятия лишь увеличивают лаг до
момента наступления глобальной экологической катастрофы, а не решают саму
проблему. В целом, если же видеть причину энвайроментальных проблем в нерациональном
использовании ресурсов для экономических целей, то и выход из такой ситуации
можно найти с помощью экономических методов. Например, экологическая реклама,
демонстрируемая как по телевизору, так и в различных печатных изданиях,
позволяет показать плачевные результаты, которые «достигнет» человечество в
будущем, используя существующие методы ведения хозяйствования; можно использовать
примеры уже имеющихся негативных последствий из-за экологически нерационального
поведения людей. Такой ход поможет каждому человеку ощутить себя частью
природы, а не её венцом и в то же время будет определённым напоминанием всем
слоям населения о существовании вполне реальной проблемы энвайроментального
характера. Причём такая реклама должна стать обязательной и занимать одно из
приоритетных мест в информационных потоках СМИ.
Определенные надежды на достижение
коэволюционных отношений природного мира и социума в Республике Беларусь
связывают с НСУР (первоначально принятой в 1997 г.), но в ней слишком большое
внимание уделялось вопросам экономики, а в сфере экологии фиксировались лишь
общие направления для привлечения внимания без указания конкретных лиц, организаций,
ответственных за разработку системы мероприятий, механизмов принятия решений и
др. Более тщательная проработка концепции НСУР, которой занимаются и сегодня,
имеет особое значение для Беларуси как страны переходного периода. Многие
государства и сегодня продолжают делать ставку именно на НТП и экономически
устойчивое развитие, т.е. путём повышения экономических показателей (США,
Япония) с использованием новейших технологий производства и очистки отходов. Эту
стратегию развития можно охарактеризовать как техногенную на грани
экологического риска, когда под угрозой оказываются фундаментальные механизмы
поддержания гомеостаза биосферы [2].
Само понятие «гомеостаз» созвучно с
устойчивым развитием, но относится лишь к природным системам и предполагает состояние
динамически подвижного равновесия экосистемы, поддерживаемое сложными
приспособительными реакциями, регулярным возобновлением основных ее структур,
вещественно-энергетического состава и внутренних свойств, а также постоянной
функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях. Перенести полностью этот
процесс на человеческое общество не представляется возможным, так как в отличие
от природы человек обладает не только генами, но и культурой, в которой многие
учёные видят спасение нашей Планеты от глобального экологического кризиса – в
частности, в отказе от антропоцентристского
мировоззрения и переходе к био- и экоцентризму. Однако и этот процесс, в отличие
от НТП, не идёт галопирующими шагами. Процесс изменения культурных ценностей
может начинаться с энвайроментального образования как молодёжи, так и людей
зрелого возраста. Главное – это присутствие доказательной базы необходимости
соблюдения экологически правильного поведения и осознание человеком того, что
он – часть биоты. Это может происходить путём внедрения в учебные планы
образовательных учреждений курсов «Экологическая этика», «Экологическое право»,
«Социальная экология», «Экономика природопользования» или «Энвайроментальная
экономика». Когда люди начнут осознавать себя частью природы, они будут
гармонично дополнять её, а не противопоставлять себя ей. Тогда, возможно, и
будет коэволюция между ними.
Таким образом, на сегодняшний день концепция
устойчивого развития, по мнению ряда учёных (В.И.Данилов-Данильяна, П.А.Водопьянова), так и осталась на
уровне всеобщего самообольщения, сулящего спасение человечеству от глобальной
экологической катастрофы. И решить эту проблему можно только посредством пересмотра
структуры антропогенной нагрузки на биоту и трансформации социокультурных оснований
и императивов деятельности.
Литература:
1. Водопьянов,
П.А. Великий день гнева: Экология и эсхатология. // П.А.Водопьянов,
В.С.Крисаченко, Минск: Университетское, 1993. – 282с.
2.
Зеленков А.И.
Социокультурные и методологические приоритеты развития современной экологии // Эколого-экономический
механизм сохранения биоразнообразия особо охраняемых природных территорий:
материалы II Международной научно-практической конференции (Беловежская пуща,
23-25 мая 2007 г.)/ [редкол.: А.В. Неверов и др.]. – Брест: Альтернатива, 2007.
– С. 41-47.
3.
Перед главным вызовом
цивилизации. Взгляд из России // В.И.Данилов-Данильян, К.С.Лосев, И.С.Рейф, М:
ИНФРА – М, 2005 – 224с.