История
появления первых национальных
школ
на Кубани (на примере Армавира)
в конце 19 – начале 20 века
(по
архивным материалам)
Кара А.П.
зам. директора по УМР
АФ ГОУ Краснодарского края
ККИДППО
Одним из наиболее активно обсуждаемых вопросов в науке, и в
практике
является
вопрос
формирования
национального
характера,
а соответственно, и проблема восстановления национальной школы, национального образования и воспитания.
История создания и
развития
национальных
школ
представляет
большой
интерес
для
исследователей.
Именно
сегодня
происходит
процесс
возрождения национальных традиций.
Истинная национальная идея несовместима с национальным экстремизмом и сепаратизмом. Ее невозможно придумать, а потом насильно внедрить в сознание людей, она - плод их исторического развития и коллективного творчества. Она реализуется в содержании и формах воспитания подрастающих поколений, в традициях, праздниках,
обрядах,
образе жизни,
отношениях внутри общества и с другими
народами.
Национальная
идея
может
быть
созидательной,
но может быть и разрушительной. Примеров тому в истории предостаточно.
Одной из проблем человечества во второй половине XX века стала проблема межнациональных конфликтов.
В
последние
годы
число
столкновений
между
различными этносами не только не уменьшается, но даже увеличивается, конфликты грозят
охватить
новые
регионы
и
государства,
принять
глобальный
характер. Необходимо серьёзно пересмотреть систему национального воспитания и образования. Личность человека немыслима вне нации,
без
осознания
консолидирующей
роли
народа,
национального
самосознания,
понимания
своей
причастности
к
судьбе
своей
страны.
Изменения,
происходящие
в
образовательной
системе,
связаны
с
государственной
образовательной
политикой
и
предусматривают
обновление
содержания
образования,
стимулируются
инновационные
процессы
в
образовательных учреждениях, уточняется само понятие "национальная школа". Согласно национальной доктрине
образования
в
России,
одной
из
важнейших
задач
школы
является
воспитание
человека
культуры,
приверженного
к
общечеловеческим
ценностям,
впитавшего
в
себя
богатства
культурного
наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществить межличностное и межкультурное общение
Обращаясь к истории,
нужно отметить,
что с глубокой древности Северный Кавказ и в том числе наш кубанский регион являлись важным перекрестком культур и цивилизаций. Здесь пересекались пути многих европейских и азиатских народов, в результате межэтнических контактов складывались ценные традиции добрососедства и взаимопонимания.
Включение
северокавказских
земель
в
состав
Российской
империи,
с одной стороны,
активизировало процессы мирного сотрудничества и общения между разными народами, интегрировавшимися в единую социально-экономическую систему, а с другой, - открыло перед ними широкие перспективы развития собственных национальных культур. Подданным Российского государства не запрещалось сохранять и приумножать свои самобытные традиции и обычаи, хозяйственный уклад, язык и религию. Пожалуй, это обстоятельство,
проистекающее из в целом толерантного характера русского человека, делало Россию привлекательной для представителей многих этносов,
как коренных, так и переселенцев, обретавших здесь свою вторую родину. Межнациональное добрососедство и стремление к единению - это одна из характерных особенностей нашего Отечества, такое свойство, которое известный ученый-кавказовед В.Б.Виноградов определил как универсальное явление
"российское"(16
)
В конце XIX - начале XX в. Армавир по своей полиэтничности заметно выделялся даже в масштабах Кубанской области.
После
проведения
Владикавказской
железной
дороги
в
селение
стали прибывать массы переселенцев из различных уголков России.
Удачное месторасположение Армавира на линии железнодорожной
магистрали,
посреди
обширного
сельскохозяйственного
района
с
плодородными
черноземами,
вблизи
от
важнейших
торговых центров Кубанской и Терской областей и Ставропольской губернии
привлекало
сюда
не
только
русских,
но
и
представителей
многих других народов,
живущих в нашем Отечестве.
В 1882 г. известный кубанский историк и общественный деятель Е.Д.Фелицын произвел тщательный сбор сведений о всех населенных пунктах области,
а также о численности и национальном составе их жителей. По данным этого обследования, в Армавире проживали:
армяне,
абадзехи,
бесленеевцы,
евреи,
греки.
немцы и русские.
В других населенных пунктах Кубани контингент
жителей
был
более
однородным.
Даже
в
областном
городе
Екатеринодаре
Е.Д.Фелицын
зафиксировал
представителей
только
4-х
этнических
общин:
русских,
украинцев,
армян
и
евреев
(5 )
Главной особенностью первых
национальных
школ
в
Армавире
было
то,
что
они
были
образованы
при
церквях
и
религиозных
центрах.
Первое
в
Армавире
армянское
церковноприходское училище для мальчиков было открыто на средства пятигорского
(по другим сведениям,
моздокского)
купца Давида Улуханова 19 сентября 1848 г. В 1855 г. Армавирское мужское училище
являлось
крупнейшим
среди
всех
начальных школ Кавказского учебного округа.
Большинство ассирийцев Армавира также исповедовали православие. Однако
из-за
непонимания
русского
и
тем
более
церковно-славянского языка халдеи неохотно посещали православные храмы селения.
Ввиду этого,
в начале
1910-х гг.
они устроили
в
Армавире
собственный
нелегальный
молитвенный
дом.
Там же действовала начальная ассирийская школа, где обучалось около 50 детей.
У многочисленной немецкой общины Армавира также имелся свой духовный очаг - лютеранская церковь, построенная в начале 1900-х
гг. В 1914-1915 гг. при костеле было
построено
римско-католическое
училище.
В 1910 г. на восточной окраине Армавира силами местной общины
казанских
татар
была
построена
суннитская
мечеть.
Значительные
средства
на
сооружение
храма
пожертвовал
богатый ногайский князь Капланов.
Благодаря стараниям муллы Г К.Байгильдеева, в сентябре 1911 г. при мечети стало действовать русско-мусульманское училище, где получали начальное образование дети местных татар.
К моменту преобразования Армавира в город в селении действовало уже 25-26 разнообразных учебных заведений. Численность местных школ и посещавших их детей увеличивалась с каждым годом. Так, в 1904 г. в селении Армавир имелось всего 8 учебных заведений, в которых обучались 1923 чел.; в 1910 г. -14 заведений и 2510 учащихся и в 1915 г. уже в городе -33 заведения и 4699 учащихся.
В 30 –е годы количество национальных школ в Армавире резко сократилось. Это произошло из-за того, что смыслом борьбы большевиков, которые считали себя интернационалистами, была мировая революция и построение общества, не знающего классовых и
национальных
различий,
поэтому
почти
никто
не
занимался
подготовкой
специалистов
для
национальных
школ,
изданием специальной учебной
литературы.
Но
в
Армавире
продолжали
работать
несколько
национальных
школ.
Самой
известной
и
престижной
среди
них
считалась
начальная
армянская
школа
под
руководством
С.К.
Тер
– Саакяна.
Данная политика проводилась в течение долгого времени и затрагивала как культуру,
так и образование,
и только в конце
80-х-
начале
90-х годов
20 века начался процесс возрождения национального образования и воспитания,
делаются попытки воссоздания национальных школ,
изучаются национальные языки,
этнографические и культурные особенности народов,
проживающих в нашем регионе.
Литература:
1. Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. - 1.,д.105. - с.22.
2.Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. - 1., д. 105. - с.23.
3.Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. - 1., д.105. -с.25.
4.Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. 1. д.105. с.21.
5. ГАКК. Ф. 449. – Оп. 2. Д. 1865.
6.ГАСК. Ф. 15.- Оп. 2. Д. 501
7.Ленин В.И. Полн. собр. Соч. Т.45. С.361-362.
8.Свод законов, циркуляров и справочных сведений по народному образованию в переходный период. – М., 1908. С.102
9.Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1973гг. – М., 1974. С. 53-61
10.Крупская Н.К. О национальной и интернациональной культуре. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. М., 1928.
11. Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918гг.). -Армавир,2002.
12.Боргилова В.Б., Гончарова А.Н., Гончаров В.И., Елецкий Д.М. и др. Армавир. Краснодар,1983.
13. Виноградов В.Б., Ктиторов С.Н. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей. -Армавир,
1992.
14.Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. -Армавир,1995.
15.Виноградов В.Б., Ктиторов С.Н. Очерк истории армавирских ассирийцев. Армавир,1996.
16.Вопросы Северо-Кавказской истории. Выпуски
1-10.-Армавир,1996 -2005
17.Иванов Е. М. Армавир – мой город родной. Армавир,1997.
18.Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо – гаев. Екатеринодар,1916.
19. Погосян Л.А. Армянская колония Армавира. Ереван,1981.