УДК 711.01:
Цели и
задачи при разработке Типовой программы
по
дисциплине «Рисунок-3»
для
специальности «Дизайн»
Дербисова М.А.
Поскольку
главная цель научить студентов объемно-пространственному восприятию и
конструктивно-пластическому мышлению, основным методом становится объемное
рисование. Обучение объемному рисованию предполагает освоение методов
объемно-линейного и светового рисунка. Соответственно осваиваются и графические материалы в технике рисования (карандашом, сангиной, углем, пастелью,
соусом, тушь-перо)
Данный курс представляет собой теоретическую
и практическую подготовку студентов в области рисунка.
Дисциплина «Рисунок-3» является базовой
профилирующей дисциплиной и обязательным компонентом для специальности 050421
«Дизайн» для специализации «Архитектурный дизайн», «Графический дизайн», «Промышленный дизайн» в соответствии с рабочим учебным планом.
Преподается на третьем курсе в течении 5
семестра. Объемом 2 кредита (3 студийных
занятий в неделю).
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины
«Рисунок-3» является специальным
рисунком, изучающий основу академического рисунка, учитывающего особенности специализации и
профиля, выработка и овладение различными графическими техниками и материалами. Овладение
различными графическими техниками, профессионального сознания у студентов,
воспитание первичных навыков композиционно-пространственного мышления,
выработке творческого отношения к работе и развитие основ эстетического вкуса.
После окончания курса студенты должны
знать:
-
художественные средства
и закономерности рисунка, композиции;
-
разнообразные
технические приемы и материалы рисунка;
-
теоретические основы
изображения человека;
-
структуру творческого
процесса, процесса изображения;
уметь:
-
грамотно создавать
изображения с натуры, по памяти, по воображению человека;
-
с применением знаний и
умений создавать законченную картину, при этом проходить через все этапы
творческого процесса;
-
находить и использовать
научно-техническую информацию.
владеть:
- основами
конструктивно-реалистического анализа формы;
- различными
средствами графического изображения,
техниками и материалами рисунка;
Для изучения курса «Рисунок-3» необходимы
знания следующих дисциплин:
«Композиция», «Графический дизайн»
Знания по данной дисциплине необходимы
для изучения специальных предметов:
« Графический дизайн», «Живопись»,
«Пленэрная практика», «Дизайн
архитектурной среды», «Производственная практика».
Дисциплина является той основой, на основе которой
базируется процесс обучения в вузе.
Методические задачи сводятся к углублению и совершенствованию целостного
художественно-образного восприятия действительности. Большинство итоговых работ
основано на различных приемах стилизации и графической интерпретации
действительности. Теоретическое и
практическое изучение дисциплины в аудиторных условиях делится на следующие
темы:
1.Рисунок
фигуры человека
1. Краткосрочные рисунки полуфигуры и фигуры человека.
Умение быстро и верно изобразить человека в основных пропорциональных
отношениях
2. Изображение фигуры человека в одежде на контрастном по тону фоне. Изучение
пропорций фигуры человека, решение сложных тоновых задач. Построение фигуры с
учетом пропорций и конструктивных особенностей.
3. Рисунок обнаженной фигуры человека.
Умение конструктивно
изображать фигуру человека. Изучение пластики фигуры человека. Построение
суставов, сращений с выявлением анатомии.
4. Рисунок фигуры человека в пространстве.
Умение грамотно
изображать фигуру человека в пространстве.
Передача воздушной перспективы.
2. Архитектура и
ее среда
1. Стилизация
фигуры человека. Применение различных
технических приемов
Умение использовать линию, пятно
как средство художественной выразительности в стилизации. Освоение
приемов стилизации.
2. В.
Архитектура и ее среда. Рисование угловой перспективы.
Знакомство с особенностями построения фронтального интерьера. Определение
высоты линии горизонта, угла зрения, точек схода и нахождение перспективных
линий.
3. Рисунок фигуры
человека в интерьере.
Изучение особенностей изображения фигуры человека в одежде и среды.
Правильное композиционное расположение.
Нахождение высоты линии горизонта и точек схода интерьера. Передача воздушной
перспективы, плановости.
4. Многофигурная композиция.
Изучение навыков изображения
нескольких фигур в интерьере. Нахождение угла зрения и дальнейшее построение с
учетом всех законов изображения интерьера. Одновременное построение нескольких
фигур.
Каждая тема студийных занятий
сопровождается наглядными материалами: образцами работ студентов, репродукциями
картин художников, таблицами. Демонстрация пособия в начале каждого занятия
содержит следующую информацию:
-цель занятия;
-краткое содержание занятия;
- глоссарии;
- домашнее задание;
- список литературы по теме;
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ВЫПОЛНЯЕМЫХ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Программой предусмотрена
самостоятельная подготовка вопросов по
каждой теме.
По теме « Архитектура и ее среда. Рисование угловой
перспективы».
Знакомство с особенностями построения фронтального интерьера. Определение
высоты линии горизонта, угла зрения, точек схода и нахождение перспективных
линий.
По теме «Рисунок фигуры человека в
интерьере».
Изучение особенностей изображения фигуры человека в одежде и среды.
Правильное композиционное расположение.
Нахождение высоты линии горизонта и точек схода интерьера. Передача воздушной
перспективы, плановости-9ч.
График выполнения и сдачи
заданий выдается в начале каждого семестра в течении первых 2-3 дней. Он
содержит:
- перечень видов заданий;
- список рекомендуемой
литературы;
- сроки выполнения;
- форму контроля;
- оценочные балы.