Т.М.Паша

МОУ «Рыбницкая русская средняя

 общеобразовательная школа № 11»,

г. Рыбница, Молдова, Приднестровье.

 

Игровые технологии на уроках истории.

         Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность общеобразовательного процесса, достичь запланированных результатов обучения.

         В последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителем истории довольно широко. Интерес вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объёма учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Новое содержание исторического образования включает альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов без приобретения опыта ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к творческой деятельности невозможно. Коммуникативный диалог способность к моделированию и прогнозированию – это те качества личности, которые призван формировать школьный курс истории.

         Игра на уроке истории – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

         Методологические возможности игры:

во-первых, игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная сильная мотивация учения;

во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление;

в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся;

в-четвёртых – умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.

         Игра заставляет ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретённые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые, развивает способность к эмпатии, т.е. умения понять другого человека, услышать и почувствовать его, воспринять поступки с позиции другого человека.

         Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (в последнем случае – для обсуждения прошлого).

Классификация исторических игр

 

 

 

  Рассмотрим основные виды учебных игр.

Деловые игры.

         Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического персонажа).

         Выделяют два подвида деловых игр – игры-обсуждения и игры-исследования.

         В процессе игры-обсуждения воссоздаётся воображаемая ситуация нашего времени – диспут, симпозиум, «круглый стол», телемост, киносъёмка, телепередача и др. В своей обучающей основе такие игры очень близки к дискуссиям, целиком строятся на учебном диалоге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определённую программу, план.

         Так, на уроке-киностудии три «режиссёра» создают свои творческие объединения, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дикторов», «актёров». Учащиеся получают задание познакомиться с литературой по проблеме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подобрать музыку, подготовить афишу. Целесообразно рассказать школьникам о возможных жанрах фильма: документальный фильм-хроника, основанный на воспроизведении хода событий; художественный фильм-воспоминание на документальной основе (по мемуарам и иным источникам); художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников событий; фильм-экранизация литературного произведения.

         Игра-исследование строится на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличии от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности её «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад.

Ретроспективные игры.

         Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каждый ученик получает роль представителя определённой общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры – эффект присутствия и следование принципу исторической беллетристики («так могло быть»).

         Школьник, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, продумывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.

         Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время, почувствовать колорит эпохи.

         И. В. Кучерук предлагает все ретроспективные игры разделить на несколько подвидов: 1)формально-реконструктивные игры, иллюстрирующие исторические события, документально воссоздающие обстановку определённой исторической эпохи (другое название – театрализованное представление); 2)формально-конструктивные игры, герои которых в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладываются их собственные оценки, учитывающие их жизненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называются также театрализованными); 3)неформально-конструктивные игры, которые могут отступить от чёткого сюжета и регламента, дают простор воображению и творческой деятельности участников (другое название – ролевые игры дискуссионного характера).

         С учётом современного опыта проведения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

         Неролевые игры близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие происходит в далёкую эпоху. Целесообразно различать подвиды неролевых игр.

         Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого в которой люди определённой эпохи демонстрируют своё мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность проверить знания учащихся, а участники игры применить эти знания. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, «Олимпийские игры в Древней Греции», «Город мастеров» (о средневековом городе), «На ярмарку в Шампань» (о средневековой торговле), «Европейцы в Новом Свете» (о Великих географических открытиях) и др.

         Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в определённой пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полёт на хронолёте и пр.). Они чётко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии.

         Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

         Ролевые игры основаны на разыгрывании определённых ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр.

         Театрализованные представления имеют чётко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления, представителей различных социальных слоёв.

         Театрализованные игры отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху. В театрализованной игре,  в отличие от представления, могут участвовать все ученики данного класса.

         В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. Роль учителя сводится к постановке проблемы и промежуточных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопределяется, может быть предложено несколько решений или не принято ни одного. Главное в игре – участие каждого ученика в обсуждении проблемы.

Деловые игры с элементами ретроспективности.

         В играх такого рода участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий», которые встречаются для обсуждения важных вопросов, ведут диалог о прошлом. «Очевидцы» могут участвовать в современных формах общения – телемостах, митингах, пресс-конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действительности в данном случае оправдывается тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий и их реконструкции.

Тренинговые игры.

         Приведённая выше классификация исторических игр основана на трёх главных критериях: характер ролей участников; условия воображаемой ситуации; жёсткость сценария, соотношение «заданности» и импровизации в деятельности участников.

         Существуют также игры с внешними (жёсткими) правилами и игры, основанные на алгоритме деятельности. Их называют тренинговыми. Таковы настольные игры (лото, домино, поле чудес); ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, сюжетные игры («неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, тексты с ошибками и др.).

Участники игры.

         Учитель может участвовать в игре в следующих игровых ролях:

- инструктора, объясняющего правила игры и последствия игровых действий;

- судьи, поддерживающего ход игры, контролирующего соблюдение правил и оценивающего деятельность школьников;

- тренера, дающего задания, подсказывающего, как поступать в той или иной ситуации, подбадривающего участников, поддерживающего игру;

- председателя (ведущего),  дающего импульс к игре, регулирующего весь ход, подводящего итоги и сопоставляющего моделируемую ситуацию с реальной.

         Роли учащихся: актёры, зрители и эксперты.

         Актёры принимают участие в сценарии, произносят тексты ролей, создают образы персонажей, взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию.

         Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания, участвуют в обсуждении, выражают своё отношение к происходящему, соотносят театральные образы с собственной системой ценностей, мысленно создают свой план игры, ставят себя на место героев.

         Эксперты анализируют игру, сравнивают, моделируемую ситуацию с реальной, оценивают игру актёров. По ходу игры они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами экспертизы, выставляют оценки участникам, отмечают наиболее и наименее удачные моменты, обращают внимание на поведение персонажей, адекватность реакций зрителей.

         В целом, подводя итог использования игры, на собственных уроках в течение нескольких лет, можно сказать следующее:

- заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения;

- изменятся микроклимат в классном коллективе: появляется взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников;

- повышается интерес к истории, что проявляется в чтении исторической литературы, обсуждении проблем исторической науки не только на уроках, но и в свободное от занятий время.