Возможности развития творческих способностей учащихся начальных классах

 

Курбаналиев.Б.У.

 

Формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства завит от комплексного подхода ко всем видам человеческой деятельности и восприятию действительности : воспитание патриотизма; воспитание толерантности по отношению к эстетическим проблемам; воспитание синкретичных интересов как в работе, так и в хобби; формирование интереса к обучению в целом.

Насыщенность творческого урока должна не только дать учащимся большой комплекс знаний из области изобразительного искусства, но и показать системные взаимосвязи художественных видов творчества с другими областями человеческой деятельности. В рамках курса становится возможным совместить знания художественной культуры с получением навыков их применения. Это позволяет решить задачу обновления содержательно-операционного блока учебных дисциплин, связанных с изоб­разительным искусством и технологией, насытить их прикладным значением, связанным с конкретными потребностями учащихся, которым придется встречаться с дизайном в своей жизни в обществе, быту и на производстве.

На занятиях рисования учащиеся осваивают в теоретической и практической учебной деятельности основные знания, умения и навыки в выполнении   образных решений.

Процесс занятий изобразительного искусства благодаря творческому характеру выполняемых учащимися творческих работ благотворно влияет на развитие воображения, развитие дивергентного и критического мышления. Выполнение большого числа изображений, мысленных преобразований, манипуляций с графическими и конструктивными образами, интегрированными с теоретическими положениями широкого комплекса школьных дисциплин, позволяет развивать память (зрительную, оперативную и долговременную).

Наличие практической ценности учебных заданий курса позволяет ре­шить задачу развития эмоциональной сферы личности учащихся. Формы построения интегративных уроков, в особенности позволяют решить задачи развития коммуникативных навыков учащихся, контактности,толерантности и ответственности за общее дело.

Эстетическое воспитание всегда являлось важной стороной развития личности человека. Специфика курса позволяет осуществлять этот процесс на основе приближенных к жизни, понятных, близких человеку образцов (конечно, в качестве образцов должны браться примеры с высокой степенью эстетичности).

Когда понятия прекрасного ассоциируются с вещами, окружающими
человека в повседневной жизни, его понятия о самой жизни и красоте станут
более осмысленными и не оторванными от реальности. Через
антропометриику, эргономику и другие направления у учащихся должны
развиваться        чувства    прекрасного.Важной    задачей    становится

формирование     мировоззрения     учащихся     творчески     преобразующего действительность, на основе эстетики .

Творческая личность должна быть патриотичной. Домыслами являются суждения о некой общей вненациональной специфике творчества. При этом человек должен спокойно воспринимать проявления чужого, и даже чуждого, творчества, даже если оно не соответствует личным взглядам и эстетическим воззрениям человека.

Учащиеся в рамках творческой деятельности оказываются в ситуации, когда задание требует от них выполнения одновременно различных функций и видов деятельности, применения знаний из различных областей для решения проблемы при самостоятельном или групповом поиске путей решения задачи формирования понимания необходимости в знаниях, которые изучаются в школе. Основная трудность поддержания интереса учащихся к изучению любого учебного предмета состоит в доказательстве его необходимости для каждого ученика.

Достижение поставленных целей, решение перечисленных задач требует наличия определенной методической системы преподавания, понимания объема, номенклатуры и дидактических возможностей учебных материалов.

      В процессе разработки содержания мы исходили из задач создаваемой методической системы развития творческих способностей учащихся. Для этого нами были определены объем и номенклатура интегрируемых положений теоретического характера занятий .

Для определения взаимосвязей теоретических и практических материалов содержания с материалами по комплексу школьных общеобразовательных дисциплин, а также элементов внутренней интеграции при подготовке к уроку, учителю целесообразно пользоваться зараннее подготовленной наглядности.

После анализа творческих заданий взаимосвязей определение содержания занятий (каждого конкретного урока или цикла уроков) становится для учителя чисто творческой задачей. Такая лишь обобщает возможные взаимосвязи на основе определения интересов школьников или педагогических воззрений учителя.

В связи со значительно более сложным характером подготовки творческого урока для учителя нами предлагается принципиальный подход, облегчающий составление поурочного планирования. Для отработки в поурочных планах содержания теоретических и практических занятий нами была разработана принципиальная матрица.

Осуществление задач, поставленных перед учащимся в качестве основы определяет использование в образовательном процессе нескольких видов занятий.