Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
Кадирбаева
Д.А.
Карагандинский
государственный университет им. Е.А.Букетова, Казахстан
Этнопедагогическая подготовка учителей географии в условиях высшего
учебного заведения
Одним из основных требований общества –
является профессиональная подготовка
будущих специалистов. Для удовлетворения этих требовании высшие учебные
заведения готовят учителей высших
учебных заведении. Первый год в школе для будущего педагога определяется
как профессиональное становление
учителя. Этот период как переход от профессионального знания к
профессиональному труду, от студенчество
к степенью учителя.
В ходе
педагогической практики будущий
специалист набирает первый опыт по профессии. Глубоко осознавая свою
профессию, в работах воспитания и образования он проводить различные педагогические наблюдения. Если будущий
учитель на равных усваивает свою профессию и этнопедагогические знания, может
развить национально педагогически опыт. Рассмотрения вопроса развития педагогики в единстве с народной педагогикой не только увлекает, но
и показывает проблемы исследования историко-педагогических результатов и
жизнеспособность научной педагогики. Курс этнопедагогики вооружает будущего специалиста
знаниями этнического различия, национальным индивидуальностям и приучает
применению опыта многовекового
воспитания.
Как нам
известно, по истории разные нации возникали в разных регионах и
(климату, растениям, географическим особенностям, земному рельефу местности)
приспособляется особенностям местности. Создают своеобразное культурное и
духовное наследия. Опираясь на эти различия этнограф Лев Гумилев дает
определение этносу: «Этнос – это группа народов у
которых регион, социальная среда, обычай и традиции, быт и язык характер и
хозяйство, культурное наследие единая». Существования
этноса глубока связанно с географической средой.
«Этнопедагогическому»
понятию можно дать два определения: 1) эмпирически опыт этнических групп по обучению
и воспитанию детей - это взгляд на
морально-этическим ценностям, основывающейся издавна сохранившему опыту семьи, родственников, народа и нации
или взгляд по содержанию, воспитанию и обучению, это - система способов и приемов, ценныстно-личностные свойства для этноса, образованные во всех
исторических моментах, это новый взгляд на морально-этнически и эстетические понятие на знание, на опыт, и
на деловитость при возрождении; 2)
наука исследующая этот опыт. В этнопедагогике можно определить два
важных раздела: национальная - содержания знании и этнически распределенное
обучение. На первое можно отнести национальную культуру и общую человеческую
науку рассмотренного на этом ракусе, а на второе можно отнести приёмы которые
дают возможность заметит на высоком уровне
психологическую особенность
мышление и восприятия.
Сложный
состав этнопедагогияеского знания включает в себе содержания обучения и
воспитания (сюда входят все духовные культуры этноса – ценности, язык, религия,
обычай и традиции, познание мира и т.д. ),
соединяет приемы и способы. Этнопедагогические знания включает в себе все; обычай и традиции, веру, игрушку детей, и трудовые операции. Таким образам, сложный состав
этнопедагогики объединяет в себе все духовные и материальные составляющие.
По этому
этнопедагогика не может существовать без национальной культуры. Его важным
признаком формирования и развития является этносемиотические средства.
Этносемиотические средства формируются природно-климатическим,
естественно-географическим, общественно-историческим и основными направлениями труда, культурно-историческими
и другими условиями и факторами влияния.
Этнопедагогическая
мудрость народа, систематизированная знания и вера, духовно-человеческие
ценности и достижения должны служить как социально-культурная информация. По
этому вместе с этносемиотикой эти средства – является главным предметом
исследования этнопедагогики, взаимодействуя
между собой составляет основу педагогической культуры.
Как показано, что основными
путями широкого внедрения этнопедагогики в процесс обучения и воспитания, это есть обновления гармоничности народа с природой. Во время полного использования народной педагогики,
народной мудрости, народные методы воспитания,
надо обратить внимание на то, что народная педагогика обновляет и обогащает
педагогику в целом и надо обратить внимание на обновление взглядов на семью,
детские сады, профессиональные учебные заведения и на образование. Развития и здоровье ребенка, забота о нем,
формирование и исправление характера, самовоспитание и перевоспитание и все
богатые факторы охватывающие подростковый период завлекает будущих
специалистов.
Для профессиональной подготовки специалиста в тесной связи с географическим
знаниями и с этнопедагогическими материалами,
нужно пересмотреть материальную базу, надо пересмотреть организацию учебно - развивающего процесса,
создать учебно-материальную базу, нужно изменить компоненты педагогической
технологии. Будущие учителя могут дать
ученикам вместе с географическими знаниями и этнопедагогические знания.
Знание –
это совокупность человеческой культуры и духовной ценностей, глубокое понимание
окружающего мира. Знание и воспитание развивается на основе практики
человечества. Значить этническое знание опровергает такие качества как
бездуховность, не признания нации, этим воспитывает молодежь уважать
исторические ценности народов, дает возможность понять предков, родителей и помогает продолжить
наследие предков.
Будущие
учителя географии в ВУЗ-ах должны научиться связывать свой предмет с
этнопедагогическими элементами на разные темы. В соответствии с
социально-экономическими, историко-географическими особенностями и кочевыми
строями жизни формировались особые, оригинальные требования воспитанию ребенка.
Народ особенно красиво мог передавать своему поколению всю красоту окружающего
мира не только выразительно и красивыми словами, но и поведением, намерениями и
пожеланиями. Вот это особое уважения народа к окружающей среде, его уважение к
природе мы должны передать будущему поколению и это должно быть основной
задачей будущих преподавателей.
На
сегодняшний день географическое знание для человечества является особым. Так как география – остается единственным
предметом, где системно объясняют нашу планету и остается как предметом естествознания. География – формирует у
молодежи гуманистические взгляды,
чувства патриотизма и ответственность перед окружающим миром. География -
предмет который связывает время с окружающим миром, исследует развития
политически – социальный процесс. Играет важную роль в воспитании детей
бережного отношения и сохранения окружающего мира, народов, континентов, знание
их историю, культуру и уважению других народов, умению вести себя в
природе. География – это предмет где
полностью говорится об окружающем мире, по этому изучение географии – это есть
познание мира. Познание мира начат в древние времена, так как природа является
средой обитания людей, познание природы так же
началась в древности. Человек
дитя природы то есть, часть самой
природы.
А.
Гумбольт относить географию в
науку естествознания, К.Риттер относить
его к предмету познания людей. П.П. Семенов –Тянь-Шяньский соединил эти два
определения. По его словам направления географии разнообразные, если говорить
конкретно, то к ним относится математика, физика, история, этнография,
астрономия, ботаника. По сегодняшним планам обучения предметы делятся на две
категории: гуманитарные и естественные.
Если отнести географию к предметам естествознания, он связан и с
гуманитарными предметами, значит – география относится к двум определениям, то
есть является этнодифференцианальным предметом.
Современная
этнопедагогическая культура предполагает владение будущим учителям географий
системой знаний, лежащих в основе осуществления процесса обучения учебных
предметов на основе традиционно педагогической культуры, в соответствии с
современными гуманистическими ориентациями (этнопедагогическая образованность),
осведомленность его о наиболее актуальных проблемах обучения предметов учащиеся
на основе традиционной педагогической культуры и апробированных способах их
решения (этнопедагогический кругозор), становления стиля мышления,
ориентированного на отыскивание путей оптимальной организации процесса обучения
учащихся народного опыта воспитания, направленного на их развитие, а также
наличие опыта принятия этнопедагогически грамотных решений.
Применения
народных обычаев и традиции в процессе воспитания является основными проблемами
современного образования. Таким образом вооружение будущих специалистов и
студентов этнопедагогическими знаниями является одним из путей решении проблемы
воспитания. Для этого нужно применять
новые пути, приемы и новые
технологии обучения.
Литература:
1.
Волков Г.Н.
Этнопедагогика: Учеб.для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений /Г.Н.Волков. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999.
2.
Кожахметова К.Ж. Казахская
этнопедагогика: методология, теория, практика /Кожахметова К.Ж. – Алматы:
Гылым-1998.
3.
Мукитанов Н.К. «От
Страбона до наших дней» Москва «Мысль» - 1985.
4.
Садохин А.П. Этнология:
Учебник для студентов высш.учеб.заведений /А.П. Садохин., Т.Г.Грушевицкая. -
М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2000.