Н.В. Отводенко
Челябинский государственный педагогический
университет, Челябинск, Россия
Поликультурный подход как
теоретико-методическая основа развития риторической компетенции будущего
учителя
В начале нового тысячелетия в
мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система
ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на
идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного
развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая
действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот
входят такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион,
поликультурная информационная среда, образовательные технологии, коммуникативное
образование и др.
Иностранный язык
для будущих специалистов выступает как средство коммуникации в их
профессиональной деятельности. Следствием этого является изменение требований к
иностранному языку как учебному предмету в высшей профессиональной школе, в
число которых входит приобретение студентами коммуникативной компетентности
и знаний социокультурного фона [1].
Иностранный язык необходим будущим специалистам как средство коммуникации и как
источник профессионального роста, так как он предоставляет богатую возможность
приобщения к мировому опыту, способствует самоопределению, самореализации и
социальной адаптации личности. Не случайно ЮНЕСКО провозгласил ХХI век
веком полиглотов [5].
Совет Европы и ЮНЕСКО стали инициаторами
интернационализации высшего профессионального образования путем расширения
масштабов изучения иностранных языков и культур, сближения учебных программ и
дипломов, поощрения мобильности студентов и преподавателей. Значимым итогом
работы этих организаций стало принятие странами ЕС ряда важных документов,
которые определили европейскую концепцию языковой политики [3].
В последних исследованиях по психологии,
психолингвистике, теории коммуникаций и других наук особую актуальность
приобрела проблема оптимизации процесса общения. В частности, одной из наук,
занимающейся исследованием коммуникативной стороны речи и непосредственно
изучением средств и способов повышения эффективности общения, является
риторика, которая интегрирует и интерпретирует данные исследований по всем
вышеназванным направлениям, рассматривая и анализируя различные стороны речевой
коммуникации в их взаимосвязи.
Мы
полагаем, что в рамках коммуникативной компетентности можно отдельно
выделить особый вид компетенции, который
именуется «компетенцией риторической».
Она включает в себя знания, умения и навыки, направленные на
осуществление запланированного прагматического результата. Чтобы осуществить
необходимое воздействие на собеседника, говорящий/ пишущий должен уметь адекватно использовать
экспрессивно-эмоциональные и логические средства данного языка. Нам
представляется чрезвычайно важным
развитие риторической компетенции в сфере современного профессионального
образования, призванного подготовить будущих учителей с высоким уровнем
коммуникативной компетентности.
В качестве теоретико-методологической
основы развития риторической компетенции нами выбран поликультурный подход.
Образование, обращенное к человеку и
ориентированное на культуру и личные смыслы, В.В. Бондаревская называет
культурологическим, личностно ориентированным. Его цель - человек, познающий и
творящий культуру путем диалогичного общения, обменом смыслами, создания
"произведений" индивидуального и коллективного творчества, такое
образование обеспечивает личностное смысловое развитие учащихся, поддерживает
индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, ее
способность к самоизменению и культурному саморазвитию [4].
Поликультурное образование
предполагает и требует сформированность мультикультурной, социокультурной и
межкультурной компетенций.
В российской педагогической
науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции
"Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова,
"Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция
поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива
В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в
области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В.
Шафрикова и др.).
Межкультурный компонент
общения - явление многостороннее и предполагает изучение внутренних (общение
между представителями различных этнических групп внутри поликультурного
государства) и внешних (общение между представителями различных государств)
аспектов различий в общении. Кроме того, межкультурные особенности общения
охватывают различия межнационального, гендерного, социального,
демографического, языкового и пр. порядка.
Главной
целью межкультурного компонента поликультурного образования является также
выработка у будущих специалистов навыков межкультурной компетенции [6]. К ним относятся: чувствительность к культурным
различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к
необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному,
готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений
и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
В настоящее время современные
подходы к обучению иностранным языкам всё больший акцент ставят на
неразрывность обучения языку и культуре. Социокультурный подход в образовании,
предложенный Е.В.Сафоновой, предполагает "обучение межкультурному
иноязычному общению в контексте социально-педагогических доминант педагогики
гражданского мира и согласия" [6]. Обучение
в рамках этого подхода, по мнению автора, должно идти в русле диалога культур с
опорой на культуроведческие и лингвострановедческие знания будущих учителей.
Главными целями становятся не только формирование иноязычной языковой личности,
но и осознание обучаемыми себя, своей жизненной позиции, этнических корней,
развитие их мировосприятия и миропонимания.
С
учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает
соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии
ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает,
что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек
осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой -
привить ему уважение к другим культурам [3]. Подобное
образование определяется как поликультурное образование, являющееся важной
частью современного образования, способствующее усвоению студентами знаний о
других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни,
культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных
систем.
Существенную
роль в поликультурном образовании, готовящем молодых людей к жизни в XXI веке,
играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры.
Ценности,
о которых идет речь, есть отражение человеческих отношений, верований и
жизненного опыта. Культура определяет наш взгляд на мир, влияет на наши решения
и поступки в любой сфере нашей деятельности. Ценности могут быть и сугубо личными,
но наиболее важные из них одинаковы для людей одной нации, культуры или
религии. Существуют, однако, ценности универсальные, распространенные столь
широко, что они даже в какой-то мере определяют, что значит быть человеком. Для
поликультурного образования важны как универсальные ценности, выходящие за
пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые
определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на
мир.
Поликультурное
образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов,
населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека
к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия
ценностей и точек зрения.
Преподаватель
должен помочь обучаемым осознать, что в мире существует множество ценностей,
что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые
ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него
закономерным плодом его опыта и исторического развития. Как писал М.М.Бахтин,
только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня
самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет
свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую [2].
Несомненно, поликультурное образование
несет в себе много позитивного: оно расширяет горизонты образовательной
деятельности; способствует формированию полифонического видения мира; ставит
своей целью воспитание «неодномерного» человека; культивирует толерантность как
нравственный идеал и норму поведения. Поликультурное образование зиждется на
принципах эпистемологического плюрализма, недопустимости авторитарности в
научных суждениях, в его рамках осуществляется демократизация образовательного
процесса.
1.
Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов:
педагогическое сопровождение : моногр. / О.Ю. Афанасьева.
– М. : Изд-во МГОУ, 2007. – 324 с.
2.
Бахтин
М.М. Собр. соч.: в 7 тт. – М.: Рус. слово, 1997. –Т. 5. – 731 с.
3.
Болонский процесс:
нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнений
европейских экспертов) / под науч. ред. В.И. Байденко. – М. : Исслед. центр
проблем качества подгот. специалистов, 2002. – 408 с.
4.
Бондаревская, Е. В.
Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. //
Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-15.
5.
Европейский языковой
портфель для России. – Златоуст, СПб. : МГЛУ, 2001. – с.72.
6.
Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М.: Высшая
школа, 1991. – 305 с.