МАСТЕРСТВО В КАЗАХСКИХ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Шапауов Алиби Кабыкенович
Казахстан. Кокшетауский госуниверситет им.
Ш.Уалиханова.
к.ф.н., доцент. E- mail: Shapau@mail.ru
Начиная с 1960 годов казахские языковеды,
опираясь на большой опыт русского и зарубежного языкознания, приступили к
изучению языковых и стилистических, художественных особенностей творчества
виднейших представителей казахской литературы, таких, как Ы.Алтынсарин,
А.Кунанбаев, С.Торайгырова, С.Кобеева,
М.Ауезов, Б.Майлин, С.Муканов и др.
Путь основания казахской национальной
драматургий очень сложен. Она появилась в начале ХХ века в качестве жанра, если
сравнить с историей других стран, то казахская национальная драматургия в
которой срок достиг мирового уровня.
Литературоведы во время должны следить и
оценивать эти проблемы и мы должны
помнить о людях которые оказали огромное содействие в его развитие.
Сегодня драматургия представляет осбой
жанр, который развивается во все стороны. В результате специальных исследований и просмотров произведений наших
прославленных драматургов было написано несколько ценных трудов. Первыми писателями казахской литературы
были М.Ауезов, Ж.Аймаутов, Б.Майлин, С. Муканов, Г.Мусрепов, известно что их
прозаичные произведения в первое время получили свое заслужное место в
театральных сценах в виде инсцинировок. Достойно и успешно продолжали и развели
эту традицию их последователи как, А.Нурпейсов, Т.Ахтанов, С.Жунусов и другие.
Процесс преобразования прозаического
произведения в строгое драматургическое сочинения не легок. В резльтате
ограничений авторских чувств, внутренних
думы и мыслей героев, образа героя, природные изображение и других
ограничений не делается сценическое произведение.
В процессе перехода эпоса к драме, точнее в инсценировке на первом месте должен стоять: драматический
случай, драматический конфликт, драматический характер и драматический язык -
это и есть главное требование жанра.
Существуют различные мнения о драматизме, например, ученый Р.Нургали
говорит так: «Исследование проблемы драматизма в прозе - даст возможность
сойтись разным жанром друг с другом, открыть силу явлений обогащающих друг -
друга и нынешную тенденцию искусства. Одним
из требований которые ставятся в данный момент на литературу и на любой
его жанр является – драматизм» (1,139), а исследователь Т. Есембеков заключает
мысль о драматизме следующим образом :
«Драматизм это - большинстве из случаев рассогласование, несовпадение,
противостояние, несовместимость
каких-то начал, таким образом драматические ситуаций по своей природе неустойчивы, обладают колебальным характером, им присуще
напряженность и непредсказуемость, эмоциональная вибрация, хаотичность выбора,
состояние фрустраци» (2,14).
Мощ художественного произведения,
особенные черты и глубина содержания оценивается мастерством языка. В
драматических сочинениях у каждого героя бывает язык присущи лишь ему. И этот язык называется -языком
характера.
Выдающися ученый М.Ауезов выражает такую
мысль: "Если пьеса не представляет из себя образец красноречия и не выражает мастерство
художественного языка, то это сочинение
не может быть художественным
произведением, а только будет
представлять из себя материал для пьесы. И этот труд будет представлять из себя
только скелет и схему драмы. И этим он хочет сказать, что язык пьесы
это владыка искусства, а в нем владыка художественного произведения» /3,75/, З.
Кабдолов о языке: «…Самый важный, самый
рещающий, самый главный предмет в драме это язык. И сила, и слабость пьесы в
его языке. Каждое слово в пьесе должно
быть острым словно стрела, точным чтобы попадала точно в цель… Каждое слово,
каждое предложение должно выражать
только правду. Язык драмы должен быть содержательным и вместе с тем должен
полностью определить характер героя,и
его самого» (4,340). Р.Нургали: "Язык драмы подчиняется интонаций и ритму
устной речи. Язык драмы, же думы, ошибки, победы и проигрыша героя» /5, 74/,
К.Машхур-Жусупов говорит так:
"Когда мы говорим об особенностях
языка писателя, является элементом
системы. Отдельное слово это только -сырё, а слово должна развиваться вокруг того, как писатель его
использует» /6, 354/.
Главным определяющим элементом
взаимоотношений героев в драматических произведениях является - речь героя.
Слова героя - способ создания образа в драматических сочинениях, вес и природу
соченения. В казахской филологической
науке есть
исследовательские труды написанные
относительно речи героев в
прозаичных произведениях с литературой и языковой точки зрения. Не секрет и то что из-за определьного деления людей на литераторов и
языковедов мы не можем продвинуться вперед. И хотя речь героя исследовался
специально все же оно нашло свое отражение в трудах ученых-литераторов
иследовавших жанр драматургий. Их имена
нам хорошо знакомы, это М.Ауезов, С.Ордалиев, А.Тажибаев, Н.Габдуллин,
Р.Нургалиев и театральные, драматургические
критики как К.Куандыков, К.Уалиев, С.Сыгаев.
Ученый М.Дюйсенов говорит так: «Мастера драматургий вложили
буквально в каждое слово мощь мысли, и придавали огромное внимание на содержание, и его остроту.
Доказательством этому могут служить пьесы: М.Ауезова, Г.Мусрепова и их
последователей Т.Ахтанова, С.Жунусова, О.Бокеева. Исследователь Х.Каримов об этом сказал: «Основную часть
драматического сочинения составляет – речь героя, и иногда (в одном
произведений много, в одном мало) слова автора (ремарка). Но это – независимый
способ второй степени (через ремарку в пьесе никто никогда не создает образ и
не открывает внутренний мир героя). Главное требование любому герою любого произведения это – сочетание содержания его слов с его
характером и психологией, а так же его слова должны соответствовать уровню его
воспитания, жизненного опыта, окружающей среды, и конечно же все это должно
иметь связь между собой и мочь в точь совпадать с происходящим процессом… по
речи героя можно распознать его характер, то есть его самого [7;11]
Основным используемым предметом в драматическом произведений
является – диалог. Одна из главных задач диалога в драматическом произведений
состоит в созданий человеческого образа.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Нургалиев Р. Аркау. Двух
томный исследований. Алматы: 1991
2.
Есембеков Т. Казахская проза и драматизм. Моногр. Алматы:
1997
3.
Ауезов М. Уакыт жане
адебиет. Алматы: Жазушы. 1962
4.
Кабдолов З. Соз онери.
Алматы: Мектеп. – 1976
5.
Нургалиев Р. Айдын.
Казах драматургиясынын жанрлык проблемалары. Алматы: Онер. – 1985
6.
Машхур – Жусип Куандык.
Казах лирикасындагы силь жане бейнелилик. Монография. Павлодар университети.–
1999
7.
Дуйсенов М. Казах
драматургиясынын жанр, стиль маселелери. Алматы: Гылым. – 1977
8.
Шапауов Алиби. Традиция
в казахской драматургии. Монография. Казахстан-Павлодар. 2004