Исмаилов М.А.д.ю.н.проф.
Руководитель лаборатории обычного
права
юридического факультета ДГУ
Гасанова З.
Аспирантка кафедры истории
государства и права,
сотрудница лаборатории обычного
права
Махачкала .РД
Некоторые
особенности формирования и
функционирования института права
собственности в обычном праве народов(
кумыков) Дагестана.
Обычное
право народов Дагестана – совокупность юридических норм и обычаев, регулирующих
различные правовые отношения дагестанского общества. В научной литературе
отмечают нетождественность понятий обычного права и обычая (юридического
обычая), рассматривая обычай преимущественно как основной источник обычного
пава.[1]
Представляется
необходимым рассматривать институты обычного права кумыков отдельно, так как нормативно-правовая культура каждого народа имеет свои особенности,
присущие только ему.
Нормы
обычного права касались многих аспектов жизни общества. Одним из наиболее интересных и слабо разработанных институтов обычного права был
институт права собственности. О важности этого института свидетельствует
богатый материал древнейших памятников права, архивные документы и труды
дореволюционных авторов.
Хотелось бы обратить особое внимание на
институт права собственности и в целом
на обычное право кумыков, показать его значение в жизни кумыкского общества что и
стало причинной данной статьи.
Следует
заметить, что регулирование права собственности не оставалось неизменным на
протяжении периода своего существования. Формы собственности, а с ними и нормы
обычного права трансформировались и изменялись в связи с изменением
общественной организации, общественного
строя о чем отмечал один из исследователей обычного права народов Северного
Кавказа А.М. Ладыженский, он писал: «При рассмотрении развития института собственности
подчеркиваю, что собственность развивалась не одинаково, одновременно
существовала собственность племенная, родовая и семейная. На вещи
индивидуального пользования собственность возникла гораздо раньше, чем на скот
и землю… При рассмотрении отдельных институтов горских адатов я подчеркиваю
необходимость все время иметь в виду их динамику, вызванную изменением
общественного уклада.»[2]
Достаточно
большое внимание в обычном праве кумыков было посвящено регулированию отношений,
вытекающих из прав на землю. Земля
рассматривалась в качестве основного источника существования населения. Адатное
право различает формы землевладения, под которыми подразумеваются формы
собственности на землю и формы землепользования.
Изначально
земля находилась в общей (коллективной) собственности народа. Существовало общинное землевладение. Но с распадом
родовых организаций, развитием феодальных отношений, выделением из больших
семей малых появилась и частная собственность.
Авторы называют несколько форм землевладения, но расходятся во мнениях относительно его классификации . Например, Магомедов Р.М. говорит о
существовании в XYII -XYIII веках трех форм
земельной собственности: феодальной, феодально-общинной и общинной.[3] Алиев Б.Г. считает, что в этот же период у
народов Дагестана существовало пять видов земельной собственности: крупное
феодальное землевладение, условное землевладение, частное мюльковое
землевладение узденей-общинников, мечетское землевладение (вакуф) и
коллективное землевладение (общинные земли).[4]
Гаджиева С.Ш., исследуя земельно-правовые отношения XIX-го века полагает, что в этот период существовало три
вида землевладения: частное, государственное и вакуфное. Частное землевладение
в свою очередь делилось на крупное феодальное землевладение и мелкие
частновладельческие земли (мюльки). Кроме того она выделяет земли, составляющие
собственность сельских обществ (джамаатов), т. е. остатки общинного
землевладения. Земли, находившиеся в собственности феодалов, делились в свою очередь
на две категории: потомственные постоянные владения и временные владения.[5]
Рассмотрим
некоторые из названных форм собственности. Не совсем понятным является порядок
владения землями, составляющими собственность феодалов. В материалах, собранных
сословно-поземельной комиссией имеются противоречивые сведения. Так, князья
утверждали что
·
земли всегда
составляли их родовую собственность, а народ, поселенный на землях был им
подвластен, отбывал булка и вносил ясак;
·
владельцам всегда
принадлежало право дарить земли по их усмотрению в потомственное или
пожизненное владение, а также продавать
земли как пустопорожние, так и населенные;
·
в землях населенных,
владельцы могли брать для себя пахотные и покосные участки, сколько им
понадобиться (бийлики), а равно могли раздавать такие участки своим
приближенным узденям и другим лицам;
·
владельцы имели право
удалять из своих земель жителей.
·
Почетные представители
от народа имели другое мнение. Они считали:
·
земли изначально
принадлежали народу нераздельно с владельцами, народ пользовался всей землей,
внося только ясак или отбывая булка на владельческих бийликах, обеспечивающих
их потребности;
·
если владелец продавал
земли, то с новым собственником жители находились в тех же отношениях, что и с
прежним;
·
пахотные и покосные
бийлики выделяли владельцам жители, а сами владельцы не могли брать бийликов
более указанным народом;
·
владельцы удаляли
только таких жителей, которые не приносили никакой пользы обществу или были
вредны для общества, но и таких людей удаляли не иначе, как с согласия
общества;
·
пахотные и покосные
места владельцы давали своим приближенным только тогда, когда таковые
оставались от жителей.[6]
Такое
расхождение А. Акбиев объясняет тем, что
первоначально владение землей
происходило совместно, беки не смогли ограничить права джамаатов. На своих землях беки основывали новые
селения, заселяя их жителями из разных мест, т. е. большую часть земли беки
отдавали народу, который выполнял в их пользу определенные повинности. Т. о.,
князья считали землю своей, а народ продолжал считать собственником земли себя
совместно с князьями.[7]
Следующий вид
землевладения – условное землевладение. Уздени получали земли за несение службы
от князя. Сала-уздени, нукеры, эмчеки, аталыки, получившие земли на правах
условного землевладения, не имели права переселять с места на место поселян.
Они были вправе
пользоваться податями и повинностями, которые ранее получались владельцем.
На правах условного
владения землями наделялись в основном
уллу-уздени шамхальства Тарковского, сала-уздени и второстепенные члены
Засулакской Кумыкии. Шихалиев Д.М. отмечает: «сала-уздени обязаны личною и потомственною службою князьям, как
жалованные от них на условиях постоянной преданности дачами.
Если уздень
принадлежит к фамилии «сала», он непременно должен иметь хотя бы в числе своих
родственников владельца особого квартала и пользоваться доходами с земли
поочередно или по старшинству лет».[8]
Кроме того он
отмечает: «Потомки Солтан-Мута осыпали сала-узденей различными благодеяниями,
дарили им земли, невольников и оружие. За это последние обязаны были верой и
правдой служить князьям, не щадя в случае нужды своей жизни.» [9]
Следующей формой
землевладения была общинная форма.
Общинные земли – это земли, находившиеся в собственности общины как территориальной единицы, куда входили
все члены данной общины. При данном виде землевладения земля находилась в
совместном пользовании всех членов общины, которые имели равные права на нее. У
кумыков очень распространенным было общинное владение на пахотные земли.
Общинная собственность на землю была основной формой землевладения до середины
18 века, все более переходя в частную
собственность. Но и во второй половине XIX начале XX века наблюдаются остатки общинного землевладения в шамхальстве Тарковском и Мехтулинском ханстве.
Мюльк – вид земельной
собственности, под которым подразумевается мелкие крестьянские земельные
участки, очищенные крестьянами от леса,
кустарника, камня, и находившиеся в наследственном владении. Они составляли
собственность отдельных лиц, близкородственной группы или джамаата в целом. [10]
Магомедов Р.М. в своих работах говорит о том, что термин мюльк, наряду с
крестьянской наследственной собственностью обозначает ханские земли, земли
беков и других феодалов, общинное владение и всякое недвижимое имущество[11].
По сведениям,
собранным Сословно-поземельной комиссией, шамхалы и ханы мехтулинские для
материальной поддержки своих родственников-беков давали им свободные земельные
участки, кутаны и ятаги, а также и населенные земли, с которых беки могли получать причитавшиеся прежде в
пользу владетелей доходы и повинности.[12]
Кроме того, жители
селения Башлы имели небольшие участки пахотной и покосной земли,
расчищенные и принадлежавшие на правах
частной собственности каждому отдельному хозяину.[13]
Адаты о праве
собственности на землю тесно связаны с адатами, регулирующими отношения,
которые возникали по поводу частной собственности на оросительные сооружения,
водоотводные канавы и др. Вода, предназначенная для орошения была предметом
постоянных споров между местными владетелям.
Существовали адаты, регулирующие
отношения при проведении мелиоративных работ, рытье канав и.т.д.. В материалах
сословно-поземельной комиссии имеется выписка из общественного приговора почетных
представителей народа о канавах, где установлены следующие правила: никто не
может отказать брать начала канав на своих землях, а проводящий канаву, обязан
удовлетворить ущерб, если канава будет затапливать земли, через которые
проходит; без согласия владельцев канавы никто не имел права брать воду из ее
рукавов, и устраивать на ней мельницы; хозяин канавы мог устраивать на ней
мельницы, но только в границах собственной земли; если начало канавы испортится
и не может быть исправлено, то по осмотру и удостоверению смежных владельцев
допускалось разрабатывать новое начало
или взять начало первой вышележащей канавы, но с тем, чтобы для верхней
канавы разработать другое удобное начало; в орошении жителями соблюдалась
очередь; не принимавший участия в ежегодном
очищении от наносного ила лишался права пользоваться водой.[14]
При рассмотрении
института права собственности необходимо обратить внимание на существование у
кумыков прав на зависимое сословие.
Самую низшую ступень в сословной иерархии занимали къулы (рабы) и къараваши (рабыни). Гаджиева отмечает «По закону «къул» и «къарабаш» были полностью во власти своего господина.
Он мог не только продать раба вместе с семьей или отдельно, но даже казнить.»
Вместе с тем Шихалиев
отмечает: «Вообще рабы кумыков не обременены излишними работами, как можно бы
было это предполагать; но вместе со своими господами, составляя одно семейство,
работают для них, как для себя. За то владельцы обращаются с ними довольно
ласково, извиняют их недостатки и редко прибегают к строгим наказаниям…. Если господин пожелает продать дочь своего
холопа, то старается на это получить согласие ее родителя, и покупатель, отдав
деньги, берет ее в свой дом как невесту, для своего холопа высватанную, с
которым тотчас ее соединяет. При этом соблюдаются обряды венчальные, и отданные
за нее деньги называются кебин-хак (калым), в сходность кебинхака, между
свободными существующего, а не выручкою за продажу невольницы. Кебин-хак, таким
образом холопке назначаемый, простирается до 200 и более руб. серебром, по
стоимости ее самой.»[15] Это свидетельствует о том, что определенные
ограничения в осуществлении прав на рабов имели место.
Существовала еще одна
категория зависимого населения, находившегося во власти владельцев – чагары
второстепенные, лично зависимые от беков в отличие от чагар первостепенных,
находившихся в поземельной зависимости от них[16].
Беки были вправе продать чагара, освободить его от повинностей, отпустить на
волю за выкуп.
При исследовании института собственности
нельзя не обратить внимания на право наследования имущества как одного из
способов приобретения права собственности на имущество. В сведениях, собранных
сословно-поземельной комиссией имеются данные о порядке наследования, которые
были собраны при разбирательстве спора в Кумыкском народном суде жителя
Кумыкского округа Наракай-Юрта узденя Арслана-Али Сулейманова с аксаевским
жителем князем Адиль-Султаном Каплановым
1864г.
Исследуя эти сведения,
можно отметить следующее. Данные нормы носили сословный характер, так как указывался
порядок наследования применительно к
отдельным сословиям. Так, например указано: «В сословии князей первой
степени (сала-узденей) как движимое, так и недвижимое имущество в случае
неимения прямых наследников мужского пола
по обычаю нашему поступает к ближайшим родственникам умершего, женский
же пол (мать, сестра, дочь, племянницы и другие родственники женского пола) от
наследования устраняются. Княжеские
чанки мужского и женского пола не имеют права на наследство движимого и
недвижимого имущества после отцов своих, если последние не сделают назру в их
пользу, если же будет сделано назру в пользу чанков или дочерей княжень на
недвижимое имущество, то ближайшие родственники мужского пола не могут
завладеть тем имуществом. Между прочими
жителями Кумыкского округа движимое и недвижимое имущество наследуется обоим
полом, согласно правил шариата, а не по адату»[17]
Была установлена
свобода завещания. «Каждый владеющий
недвижимым имуществом, а также и движимым имуществом может таковое передавать
по назру кому захочет, минуя прямых наследников мужского пола.»[18]
Кроме того, как мы
видим наследственные права женщин были
ограничены, хотя в некоторых случаях женщины призывались к наследованию: «Движимое и недвижимое имущество, поступившее
узденям через дар от князей, в случае неимения наследников мужского пола у тех
узденей, оставалось наследникам женского пола – если дар был потомственный и
возвращалось князьям – если дар был пожизненный»[19]
Кроме наследования другими способами
приобретения права собственности на имущество были договоры купли-продажи,
дарение и др.
Таким образом, обобщая
вышесказанное, можно отметить, что институт права собственности был разработан
достаточно детально, но его необходимо рассматривать в динамике. Нормы
обычного права видоизменялись, приспосабливаясь к существующему строю
общественной жизни. Нормы о праве собственности неразрывно связаны с другими
институтами обычного права, например, закрепляющими правовое положение женщин, статус отдельных сословий.
[1] История государства и права и Дагестана. Часть 1.
Составитель Исмаилов М.А. - Махачкала:
ИПЦ ДГУ. 2006. С. 113.
[2] Ладыженский
А.М. Адаты народов Северного Кавказа.
Махачкала. 2004. С.29.
[3] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и
политический строй Дагестана в 17- начале 19 веков. Махачкала. 1957. С.163.
[4] Алиев Б.Г. Формы землевладения в Дагестане в 17-18 веках. // Генезис, основные этапы,
общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа.
Махачкала. 1980. С.45.
[5] Гаджиева С.Ш.Кумыки.
Издательство АН СССР. Москва. 1961. С.119.
[6] ЦГА РД Ф.105. Оп.1. Д.12. Лл.20-21.
[7] Акбиев А. Общественный строй кумыков в 17-18 вв.
Махачкала.2000. С.68.
[8] Кумык Рассказ кумыка о кумыках. «Кавказ№ 1848.№39-44.
[9] Там же.
[10] Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С.122.
[11] Магомедов Р.М. С.390.
[12] Алиев Б. Г. Частно-феодальное (бекское) землавладение
в Дагестане 15-17 веках. // Развитие феодальных отношений в Дагестане.
Махачкала.1980. С.28-31.
[13] ЦГА РД Ф.90 Оп.2. Д.24. Л.65.
[14] ЦГА РД Ф.105. Оп. 1. Д.12. Лл.52-53.
[15] Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С.116.
[16] Акбиев Арсен. Общественный строй кумыков в 17 -18
вв. Махачкала. 200. С.104.
[17] ЦГА РД Ф.105. Оп.1 Д.9. Л.103.
[18] ЦГА РД Ф.105. Оп.1 Д.9. Л.103-а
[19] ЦГА РД Ф.105. Оп.1 Д.9. Л.103-а