Букловский С.Г., Маткина Е.И.
Самарский Государственный Педагогический Университет, Россия
Теоретико-методологические основы современного психоаналитического
исследования
Классический психоанализ в России
переживает не лучшие свои времена. Несмотря на то, что он является одной из
образующих психологическую науку методологических парадигм, наравне с
когнитивизмом, бихевиоризмом, структурализмом, гуманистическим и
социо-культурным подходами. Оглядываясь назад, можно с уверенностью
констатировать, что развитие психологии XX столетия началось с работ Зигмунда
Фрейда в конце 90-х годов XIX века и получило своё продолжение в работах
его последователей, таких как Х.Гартман, М. Кляйн, М. Балинт, Э.Х. Эриксон,
Д.В. Винникот, В. Райх, А. Фрейд, Х. Шульц-Хенке, К, Хорни, Г.С. Салливан и Э.
Фромм. Всё больше укрепляется в
массовом сознании мысль о том, что психоанализ как психологическая система
оказал и продолжает оказывать значительное влияние на психосоциальную среду и
современную культуру. Хотя базовые понятия и конструкции стволовой теории
сегодня оцениваются неоднозначно (Meehl,
1973). Первую попытку дать невротическим симптомам объяснение, принципиально
отличающееся от клинической трактовки, можно без преувеличения назвать
революционным прорывом в познании организации психического аппарата. Как
отмечает Мейман (Mayman, 1973), психоанализ
покоится на двух постулатах – психологизма и детерминизма [2; С. 293].
Но современная психология не стоит на
месте, она развивает инструментарий теоретического исследования, методы
наблюдения и способы формализации психических феноменов. Большинство
исследователей, использующих психоаналитическую аргументацию, неудовлетворенны теоретическим анализом
эмпирических исследований (Hillgard, 1992).
Ситуация осложняется введением в аппарат научного исследования уровня
метапсихологических понятий (таких абстрактных понятий как психическая энергия,
Тонатос, эдипальная ситуация, катексис и т.п.). Таким образом, уже на этапе
поверхностного анализа выявляется несоответствие теории содержанию практики.
Нам представляется гораздо более интересным выдвижение новых гипотез в «чистом»
теоретическом исследовании, нежели изобретение дополнительных методов проверки
и разнесения эмпирического материала, и без того неплохо стимулируемых
результатами клинического и параклинического опыта. Впрочем, трактовка
некоторых понятий не модифицировалась в соответствии с уровнем приращения
теории, что, например, относится к теории психотравмы (Edelson, 1982). Отсутствие единообразия психоаналитической
теории стало очевидным в ходе попыток систематизации, предпринятых, например,
Гиллом и Рапапортом [1; С. 137-157]. Существуют разнящиеся психоаналитические
теории памяти, восприятия, внимания, сознания, эмоций, формирования понятий.
Единая интегративная теория пока невозможна в первую очередь в силу разных
типов интерпретации, которые сами фактически выступают в качестве субтеорий и
предполагают различные методологические подходы, как в клинической сфере, так и
в области гуманитарных поисковых исследований. Оценка неопсихоаналитических
методов с позиции состоятельности в качестве
адекватного инструмента верификации, фальсификации или логической
проверки, - основной повод расхождения психоанализа и академической психологии
с точки зрения исторически сложившейся (естественной) «логики науки».
По мнению Г, Сарноффа (Sarnoff, 1981) в части проверки гипотез, психоаналитическое
исследование представляет собой ситуацию квази-экспериментальную [4; С. 223-230],
так как нелогично предполагать, что применяемый подход является (например, в
рамках терапии или психокоррекции) идеальным для проверки выводов, сделанных на
основании исходных допущений в изолированной концепции личности! В рамках
психоаналитического сеанса объективно и в меру субъективной очевидности
происходит множество неконтролируемых событий, которые даже в минимальной
степени не могут соответствовать научным принципам контроля, необходимого для
проверки гипотез даже на уровне отдельных выводов [5]. Даже применение
видеозаписи в Ульмском тест-банке не
привело к должным результатам, как и методика психобиографической фиксации и
многие другие идеографические и номотетические попытки. Теории, по нашему
мнению, должны привлекаться к объяснению не с целью целостной аргументации
периферийных феноменов, но с тем, чтобы сформировать нарративную рамку
интегративного понимания относительно фрагмента психической реальности,
основанную на законах, свободных от
контекста, который в свою очередь замыкается на поглощении естественной
детерминации рациональной в виде догматического преувеличения.
Наиболее удачная попытка презентации
сходной точки зрения осуществлена в монографии Г. Томэ и Х. Кеххеле
«Современный психоанализ: исследования» [6], любезно переведённой на русский
язык сотрудниками Восточно-Европейского Института Психоанализа. Трудно спорить
с мнением, что обоснование психоаналитических теорий должно опираться на
накопление клинических наблюдений, носящее феноменологический характер, которые
изначально предстали в виде феноменов, доступных для свободного рационального
осмысления [3; С, 153-162], также в виду отсутствия чётких правил клинического
исследования выборки или отдельного случая (как объекта исследования
объяснительной психологии). Следует также признать и безнадёжное разделение
естественно-научного (в основном экспериментального) подхода к элементарной
организации психических процессов и «интуитивную», преимущественно философскую
психологию Лакана, Ференци, Бинсвангера, Ноймана или Делёза, Кэмпбела, Юлии
Кристевой и др.
Экспозиция бессознательных психических
процессов, как основного объекта психоаналитического исследования, сопряжена с
определёнными трудностями релятивистского порядка в виду специфичности
самого предмета и опасности солипсизма. Поясним, что все внепсихологические
категориальные средства частно-научного уровня, а так же категориальные средства общенаучного и даже
философского уровня оказываются неизбежно «привязанными» (в семантическом,
аналитическом и логическом плане) к чисто психологическому исследовательскому
каркасу. Таким образом, проблема построения идеального эксперимента (в
готсданкеровском понимании) или теоретического психоаналитического исследования
в своём содержательном ядре есть проблема преодоления пропасти между эмпирическими
«formes frustes» (сырыми
формами) и личной историей как хроникой интрапсихических событий в субъективном
преломлении.
Литература:
1.
Gill, M.M.; Hoffman, I.Z. A method for studying the analysis of aspects
of the patient’s experience in psychoanalysis and psychotherapy/ M.M. Gill,
I.Z. Hoffman// Journal of the American Psychoanalytic Association, Vol. 30,
1998.-S. 137-157.
2.
Mayman, M. Reflections on psychoanalytic research Psychoanalytic research/M. Mayman. Three approaches to the
experimental study of subliminal processes. NY: International Universities
Press, Inc., 1973.- 293p.
3.
Rapaport, D.; Gill, M. The points of view and assumptions of
metapsychology/D. Rapaport, M. Gill// Journal of the American Psychoanalytic
Association, Vol. 40, 1959.-S. 153-162.
4.
Sarnoff, I. Testing Freudian Concepts: An experimental approach/ I.
Sarnoff. – NY: Springer, 1981.- PP. 223 – 230.
5.
Sherwood, M. The logic of explanation in psychoanalysis/ M. Sherwood.–
NY: Academic Press. – 348p.
6.
Thomae, H.; Kaechele, H. Psychoanalytic practice. Vol. 2: Clinical
studies.- Berlin a. oth.: Springer, 1992. – 304p.