Ставицкая Виктория Евгеньевна

РУДН

Синтез искусств в архитек­турно-художественной практике

 

Создание жизненного окружения, которое удовлетво­ряло бы высокие материальные и духовные потреб­ности человека и стимулировало развитие личности и общества в целом, — предмет усиленных, хотя и раз­розненных поисков современных российских и зарубежных социологов, градостроителей, архитекторов, дизайнеров, художников. Значительное место в формировании духовно оптимальной жизнен­ной среды, образности предметно-пространственного окружения человека принадлежит пластическим искус­ствам, которые реализуют свою социальную функцию, вступая в синтез с современной жизнью через синтез с архитектурой и градостроительством.

В отечественной и зарубежной теории и архитек­турно-художественной практике превалирует понима­ние «синтеза» как непосредственной композиционной взаимосвязи архитектуры и монументально-декоратив­ного искусства. В последнее время делаются попытки включить в круг взаимодействующих с архитектурой не только декоративно-прикладные но и станковые виды искусства. Диапазон синтеза расширяется с обеих сторон: и со стороны архитектуры и градостроительства благодаря единовременному созданию крупных пространственных комплексов и ансамблей, и со стороны изобразитель­ных, пластических искусств во всем разнообразии их видов, разно­видностей и жанров.

Расширение диапазона и умножение разновидностей творческой деятельности, формирующей современную среду, — процесс вполне очевидный, не требующий доказательств, — не исчерпывает, однако, глубины мно­гоуровневой проблемы взаимодействия архитектуры и других видов ис­кусств. Не исчерпывают ее и два различающихся по смыслу понятия — «синтез»   и «интеграция»  искусств.

Первое — подразумевает композиционное единство искусств, каждое из которых сохраняет свою относи­тельную самостоятельность и вместе с тем участвует в создании сложного целостного архитектурно-художе­ственного образа.

Второе - характеризует такое органическое слияние искусств, при котором каждое из них становится неотъемлемым и существенным элемен­том единого целого.

Обращаясь   к  истории   искусства   и    архитектуры XX века, мы  видим,  что процесс взаимодействия ис­кусств шире и глубже. Он охватывает не только непо­средственный композиционный акт участия пластиче­ских искусств в создании того или иного урбанистиче­ского или интерьерного пространства,   но затрагивает существеннейшие и всегда актуальные проблемы фор­мообразования   каждого   из   пластических   искусств в отдельности, проблемы единой художественной куль­туры, стиля.

Влияние форм   подчас основной концепции формы одного из пластических искусств на формообразующий процесс другого искусства прослеживается в истории всех времен и народов. Архитектоничность  объемной скульптуры и графичность рельефов Древнего Египта, родственность композиционных принципов ландшафт­ного, театрально-декорационного и градостроительного искусства Франции начала XVIII века, взаимообмен формообразующих концепций в архитектуре и искус­стве  XX   века — примеры   такого   взаимовлияния ис­кусств.

Современная пространственная концепция — концеп­ция динамического  развития  и  взаимопроникновения пространств во всех   направлениях,   множественности точек зрения и одновременности восприятия в различ­ных ракурсах—стала вырабатываться в начале наше­го века во всех трех видах пластических  искусств и, прежде всего, в живописи и скульптуре. Происхожде­ние формы — следствие многосторонних связей. Одно очевидно: живопись и скульптура начала XX века, их новейшие, с формальной точки зрения, разнообразные течения питали новую архитектуру, влияли на развитие ее форм.

Сегодня, утверждаясь в архитектуре и градострои­тельстве, пространственная концепция в большой сте­пени влияет как на монументально-декоративное искусство, участвующее в формировании архитектур­ного пространства, так и на живопись и скульптуру в целом. Архитектура вновь стоит перед задачей размещения объемов в пространстве. Укрупнение масшта­ба современного урбанистического пространства ведет к укрупнению масштаба монументов градостроитель­ной значительности и их превращению в монументы архитектурные и архитектурно-скульптурные. Визуаль­ная безграничность пространства, воспринимаемого в движении и во времени, приводит к возникновению линейных многоцентровых композиций рельефных и живописных росписи стен. Увеличение значительности роли объема в пространстве приводит к архитектоничности скульптуры: к массивной, лаконичной, сугубо материальной форме и прозрачно-конструктивной фор­ме — структуре, наполненной пространством. Эта же тенденция в ряде конкретных случаев обусловливает плоскостной характер живописи и рельефа. Рельеф подчас превращается в стеновую графику.

Очевидно, и характерно влияние на живопись и скуль­птуру специфической особенности современной концеп­ции пространства — его единства, непрерывности и те­кучести, взаимопроникновения различных пространств во всех направлениях. Пространство проникает в мас­сивную скульптуру, образуя сквозные пустоты. Оно углубляет или вынимает фон рельефов, образуя горель­еф с почти круглой скульптурой или сквозной двухсто­ронний рельеф. Наряду с традиционной разновидностью металлоскульптуры — плоской решеткой, создаются новые типы — линейно-пространственная графика, де­коративная скульптурная конструкция. Пространство становится подлинным материалом скульптуры.

Современные тенденции формообразования, общие для градостроительства, архитектуры, скульптуры, живописи и разнообразных прикладных искусств, мо­гут быть сведены к двум основным.

Первая условно может быть названа органической — она проявляется в визуально-ассоциативной связи или непосредственном растворении, переливании пространств архитектурных комплексов в пространства природы, в близости пла­стики и колорита архитектурных, скульптурных и жи­вописных форм пластике и цветовым гармониям при­роды.

 Вторая тенденция, противоположная первой, может быть условно названа геометрической. Тенден­ция эта проявляется в регулярности построения архи­тектурно-градостроительных образований, в архитек­туре «прямого угла» геометрически четких объемов, плоскостей, поверхностей, в структурной конструктив­ности монументально-декоративной и станковой живо­писи и скульптуры, в контрастных соотношениях насыщенных локальных, подчас спектрально чистых пятен цвета и цветных поверхностей. Аналогичность тенден­ций формообразования в различных видах простран­ственно-пластических искусств свидетельствует о не­сомненном их взаимном влиянии.

Каковы объективные основы формальных взаимо­влияний и аналогий живописи и скульптуры с архитек­турой Вопрос правомочен как для исторических, так и для современных архитектурно-художественных явлений, а потому столь же традиционен, сколь и со­временен.

Абстрагируясь от специфики, налагаемой историей и особенностями развития национальных культур, вы­членив признаки родственности пластических искусств, мы придем к трем основным категориям визуальной формы, которыми все эти искусства оперируют: прост­ранственной, пластической, колористической.

У каждой из этих трех визуальных художественных форм есть вид, для которого она является основной формой.

Так, пространственная является основной формой и, одновременно, предметом архитектурного творчест­ва, пластическая — скульптуры, колористическая — живописи.

Однако все три категории формы, взаимодействуя, имеют место в каждом из видов и связывают эти виды в род, с некоторой условностью, называемый родом пластических  (а точнее пространственных)  искусств.

Именно эти признаки родственности — три визуаль­ных формы  — именно они и являются основанием взаимовлия­ния пластических искусств на уровне формообразова­ния, а также основанием их непосредственного композиционного единства в границах целостного архитектурно-художественного организма.

Усиление специализации искусств, замедление про­цесса их формального развития и взаимообогащения, ограниченность или односторонность развития того или иного вида и тем самым сужение творческих поисков новых форм, гармоний, стереотипов, которые могут использоваться в других видах искусств, разобщен­ность архитектурного и художественного образования, в процессе которого формируется творческий метод и пластический язык художника, — все это наносит вред не только развитию каждого из искусств в отдель­ности, но делу создания   гармоничной,   целостной, духовно   насыщенной   среды   современного   окружения, формируемой синтезом искусств.

Сегодня одной из причин безуспешности ряда поис­ков синтеза искусств (особенно в градостроительном масштабе) является художественное однообразие, упрощенность архитектурно-градостроительных реше­ний, не выходящих на уровень художественного, образ­ного «развоплощения» многогранных внехудожественных: социальных, экономических, конструктивных, гигиенических и т. д. аспектов архитектурно-градост­роительного творчества. Таким образом, собственно художественная синтетичность архитектурного творче­ства превратилась в абстракцию. Это приводит не толь­ко к обеднению архитектурного образа, но и к односто­ронности установления взаимосвязей монументально-декоративного искусства — со стеной или объемом, а не с функционально-содержательной и пространственной структурой, пластическим или колористическим строем ансамбля, здания, интерьера.

Поэтому представляется актуальным рассмотрение искусства архитектуры как единства содержания и формы, считая содержанием ее двуединую материаль­ную и духовную функцию, формой — единство всех трех визуальных форм: пространственной, пластиче­ской и колористической.

Разделение архитектурной композиции на основные процессы по категориям содержания — формы и по категориям собственно визуальной формы: простран­ство, пластика, цвет, учитывая общность визуальных форм, которыми все пластические искусства опериру­ют, — дает методику исследования, оценки и модели­рования единства пластических искусств в системе архитектурно-градостроительного организма.