Сапар К.Б., Ыбытаева А.К., Жусупбекова З.Д.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Музыкальная терапия-это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты-от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Музыкальная терапия-наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться [1].

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции [2].

Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

-помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

-помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

-музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

-косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство-подражательность, которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Достоинствами музыкотерапии, как технологии социальной работы с детьми-инвалидами являются:1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени [3].

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:

-самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

-интеллектуальные и волевые процессы-решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

-обобщенные свойства явлений действительности-силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

-самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Рассмотрим два вида музыкотерапии: музыкальная терапия с использованием инструментов и с использованием музыкальных произведений. Первый вид включает следующие этапы: диагностика; выбор группы инструментов, соответствующих проблеме ребенка; выбор того инструмента из данной группы, который предпочитает сам ребенок; прослушание музыкальных фрагментов в исполнении каждого из этих инструментов и предложить сделать выбор; определение перечня произведений где солируют инструменты выбранные ребенком; завершающий.

Музыкотерапия с использованием музыкальных произведений включает в себя следующие этапы: диагностика; подбор произведения, подбор завершающего произведения.

С детьми-инвалидами может быть организована работа с использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов.

Рекомендуется использовать музыкальные произведения классической музыки. Можно подобрать ряд произведений для слушания: Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки [3].

Технология проведения музыкальной терапии с использованием инструментов:

В первую очередь, специалисту, как психологу, так и социальному работнику, необходимо провести диагностику состояния ребенка, определить его эмоциональное состояние в соответствии, с которым будет подобрана музыкальная композиция.

После проведенной диагностики и установления проблем необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме ребенка, уточнить далее, какому из нескольких инструментов отдать предпочтение. Сделать это можно следующими способами:

а) выбрать тот инструмент из данной группы, который предпочитает сам ребенок или подросток;

б) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор;

в) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает максимальную нормализацию.

Последний способ является наиболее точным, хотя и более трудоемким.

Из работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения [3].

Подводя итог к вышесказанному, музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной  работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.  

 

Литература

 1.Медведева Е.А.,Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,  Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

2. Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 448с.

3. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с