Мукашев Р.М., Халина М.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, Петропавловск

 

Интерактивный тренажер по информатике для 11 класса с естественно-математическим направлением по учебнику «Информатика» Н. Ермеков, В. Криворучко, С.Ногайбаланова.

 

 

В современном мире во всех областях деятельности человека протекает процесс информатизации, в том числе и в образовании. Вследствие этого процесса в школах закупается новое оборудование в виде персональных компьютеров, проекторов и мультимедийных досок. Использование этого оборудования в процессе изучения информатики позволяет разнообразить урок с различных сторон, но если взглянуть на это с другой стороны, можно сказать, что одной, лишь техники недостаточно, для этого необходимы качественно разработанные и методически наполненные электронные тренажеры. Преимуществом этих тренажеров является их оперативное обновление, широкая доступность, низкая стоимость тиражирования, интерактивные и мультимедийные возможности [1].

Интерактивный тренажер представляет собой программу, которая осуществляет интерактивную поддержку в решение задач. Вместо ожидания конечного решения она предоставляет обучаемому интеллектуальную помощь на каждом шаге решения поставленной задачи. Уровень помощи может быть разным: от оповещения о неправильно сделанном шаге до выдачи совета и выполнения следующего шага за учащегося. Интерактивные тренажеры, в которых реализована эта технология, могут наблюдать за действиями учащегося, понимать их, и использовать их для предоставления помощи и обновления модели учащегося.

Рассматриваемый интерактивный тренажер включает в себя ряд разделов информатики:

-              информационные системы;

-              база данных;

-              интернет;

-              основы создания Web-документов [2].

Целями использования данного интерактивного тренажера в образовательном процессе 11-го класса с естественно-математическим направлением являются:

-         формирование основ информационного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информационных системах;

-         формирование понятия о роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека;

-         развитие у школьников теоретического, творческого мышления;

-         формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

-         формирование у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления;

-         подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования;

-         формирование компьютерной грамотности и информационной культуры школьников;

-         навыков использования новых информационных технологий, необходимых для  жизни в информационном обществе.

Интерактивный тренажер служит для решения следующих задач:

-         совершенствование системы подготовки учеников в целях получения необходимых знаний по различным темам;

-         внедрение в систему образования современных технических средств обучения, позволяющих повысить ее эффективность и результативность за счет использования визуализации материалов;

-         предоставление ученикам возможности эффективной самоподготовки.

Технология создания подобных интерактивных тренажеров представляет собой трудоёмкий и длительный процесс. Основополагающим программным обеспечением в этом процессе является AutoPlay Media Studio, поскольку эта среда обладает огромным потенциалом для создания мультимедийных и интерактивных пособий, а также учебников и разнообразных обучающих курсов. К ключевым особенностям программы AutoPlay Media Studio можно отнести:

-         добавление в проект различных объектов, от простых, например: кнопок, видео, флэш анимации изображений, Web-страниц, до более сложных, например: списка, поля ввода, строки прогресса;

-         любому элементу проекта от объекта до страницы можно задать какое-либо действие;

-         проекты, которые созданы в AutoPlay Media Studio ни чем не уступают профессиональным разработкам созданными в С++ или JavaScript.

Подводя итоги,  можно сказать, что правильное использование в учебном процессе  интерактивного тренажера поможет создать образовательное пространство, которое в свою очередь повысит эффективность занятий информатики, и сыграет большую роль в формировании информационной компетентности учащихся 11 классов естественно-математического направления.

 

Литература:

1.            Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.

2.            Ермеков Н.Т. и др. Информатика: Учебник для 11 классов общеобразовательной школы естественно-математического направления/Н.Ермеков, В.Криворучко, С.Ногайбаланова. Алматы: Жахушы, 2007-321с.