История/Этнография

К.ф.н.,доцент Аухадиева Ш.Д. К.,и.н.,доцент Рахманова Г.Б.

Казахский Университет международных отношений и

мировых языков им Абылай хана

 

Этнонациональная политика Казахстана: прошлое и настоящее.                                                                                                        

 Некоторые зарубежные страны не имеют представления о нашей богатой истории. Для них наша история начинается с момента распада Советского Союза. Существуют даже утверждения, что у нас до этого никогда не было государства, а значит и взаимоотношений с другими государствами и народами. Такое представление в корне неверно. Отечественная история насыщена живыми фактами тесного взаимодействия народа казахской степи с соседними государствами и другими этносами, которая наложила отпечаток на умении казахов жить в мире и согласии со всеми людьми.

 Великий китайский философ Конфуций говорил: - «…дипломатия дочь истории, а история дочь народа». Влияние множества событий общественных явлений повлияло на формирование национальной культуры, традиций, сознания, обычаев и ценностей казахского народа.

Полторы тысячи лет назад в Северной Евразии, почти не меняя границ обитания, проживали наши предки, и живем сегодня мы. В XY в. здесь возникли первые казахские ханства. Формирование единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой – кочевой-скотоводческой и оседло-земледельческой, городской и торгово-ремесленной – подготовило условия к объединению всех земель региона в единую политическую структуру. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования государственности казахского народа. Великие Керей и Жанибек оформили это политически. Последние пять столетий национальной истории – это борьба за свое жизненное пространство, изобилующее подчас драматическими событиями.

 Давление развивающейся Европы и растущего Китая уже в XYI - XYII вв. привело к резкому сужению возможностей кочевых народов и повороту энергии этих народов в сторону взаимного истребления. В 1653 г. на берегах Верхнего Иртыша и на нынешней территории западной части Китая было образовано Джунгарское ханство. С этого времени участились военные набеги джунгаров в приграничные кочевья и оседло-земледельческие оазисы на востоке Центральной Азии. Проблема развития политических взаимоотношений с новыми восточными соседями стала приобретать все больше значение во внешней политике Казахского ханства. Борьба за обладание плодотворными пастбищами и жизненно необходимыми обоим кочевым народам торгово-ремесленными и земледельческими районами Туркестана стала перерастать в долгие и изнурительные войны. Запас национальной энергии оказался столь велик, что и это казахский народ пережил, выйдя победителем. Именно тогда была осознана простая, но вечная истина – если мы едины, то мы непобедимы. Именно тогда объединитель народа Аблай-хан словом и мечом удержал нацию между двух жестоких сил, давящих на страну извне [1].

Дальнейшая трагедия народа связана с пребыванием в составе Российской империи. В 1867 г. царским правительством Российской империи было принято «Временное положение об управлении в степных краях», положившее начало процессу вовлечения казахских земель в систему российского государства. Исконно казахские владения на протяжении второй половины XIX в.. Были поделены на части и распределены между российскими губерниями.

Иная трагедия – трагедия тоталитаризма накрыла почти столетие нашей истории. Державная политика центра, в разных его ипостасях  персоналиях, поставила казахскую нацию на грань катастрофы и вырождению. Десятилетиями шел целенаправленный процесс окультуривания и денационализации казахов. В результате прямых и косвенных потерь только за несколько лет казахи потеряли около 40% населения. На рубеже крушения тоталитаризма и началом новой истории Казахстана система не постеснялась обагрить руки кровью молодых на декабрьском снегу Алматы…

В течение долгого времени энергия народа тратилась на выживание, а не на развитие. На рубеже столетий началась новая история народа с непростым наследием, но и с возможностями, которых не было ни у одного поколения в национальной истории.

Как известно, нация не может существовать без государственности, она исчезнет. В свою очередь, исчезновение нации делает бессмысленным существование ее государства. В настоящее время Казахстан, как суверенное государство стремиться к укреплению своей государственности, экономики, политического курса и духовности. Одним из важных моментов стратегии развития Казахстана является вопрос о возрождении национальной культуры, состоящей из нескольких аспектов:

1.                     Духовная связь с прошлым, с традиционным пластом культурных ценностей.

2.                     Толерантность, ставшая в условиях множественности культур главным принципом межэтнических отношений.

3.                     Взаимодействие, диалог культур на территории нашей страны во многом преломляется сквозь призму диалога религий.

   В результате приобщения к ценностям национальной культуры формируется самосознание человека, определяется его культурная принадлежность.

 Формирование культурного самосознания народа зависит от того, насколько индивид осознал важность передаваемых из поколения в поколение традиций, норм, привычек предков. Исторически казахи являются мирным народом. Если внимательно изучить отечественную историю, то можно увидеть, что ни один хан не убивал своего предшественника и не развязывал войну за власть. По этому поводу хотелось бы привести в пример слова казахского мыслителя Абая: - «люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы…»[2,с.118]. 

Являясь многонациональным государством, Казахстан учитывает в своей внутренней политике то, что каждая культура, каждый этнос и каждая цивилизация имеет право на существование, самоидентификацию и свое место под солнцем. Отказ от принципа соразвития, сосуществования равнозначен отчуждению от разума, грозит непредсказуемыми последствиями. И вполне уместно, если в нашем государстве, реализующем принципы равенства возможностей для всех и равенство всех перед законом, независимо от национальной принадлежности, интересы коренной нации – казахов – в отдельных случаях будут оговариваться особо, как это имеет место в ряде государств мира. Это касается возрождения национальной культуры и языка, восстановление духовно-культурных и иных связей с казахской диаспорой создание каких-то предпосылок для возвращения на свою родину лиц, вынужденно покинувших Казахстан. В этом отношении 16 декабря является Днем независимости не только казахов, проживающих в Казахстане, но и казахов всего мира.

За последнее десятилетие 90-х гг. ХХ в. – тяжелое и драматическое десятилетие казахстанцы создали то, чего не хватало так долго сотням поколений – независимое, суверенное государство. За это время в Казахстане под влиянием постепенного укрепления нашего суверенитета и государственности формируется единый казахстанский народ, связанный единым прошлым, настоящим и будущим. Особое место отводится Ассамблеи народов Казахстана, роль которой заключается, прежде всего, в поддержке мира и согласия в нашей многонациональной стране. Данный институт – уникальное образование, нацеленное на стабильное развитие общества. Сегодня можно уверенно констатировать, что сформировано гражданское общество, которое влияет на общегосударственную политику и имеет возможность строить сбалансированное взаимоотношение в обществе.

Время еще раз подтвердило, что умение одинаково правильно вести и внутреннюю, и внешнюю политику является признаком великой дипломатии.

 

Использованная литература:

1.Назарбаев Н.А. Стабильность и безопасность страны в новом столетии. / Послание Президента страны народу Казахстана. – 1999 г. декабрь.

2.Абай Кунанбаев. Кара соз. Книга слов. Перевод с казахского Клары Серикбаевой, Юрия Кузнецова. - М.: МКА, 2001. - 264 с.

3.Нурмуратов С. Национальный менталитет и мировой образ // Акикат. – Алматы, 1995. № 3.