Педагогика/ Проблемы подготовки специалистов
к.п.н Герасимова Т. Н.
Военный
университет Министерства обороны, Россия
Профессиональное мастерство военного
концертмейстера:
структура и содержание
Дословный перевод с немецкого языка – концертмейстер
- это мастер концерта. «Концерт» - производное от латинского «соncertare» и означает «состязание», а в
переводе с итальянского «concerto»-согласие. Исходя из перевода, в понятии
«концертмейстер» синтезируется и отражается суть его деятельности, а
именно-«способность быть партнером, единомышленником солиста, дирижера и т.д.,
но когда это необходимо, стать его руководителем, лидером в исполнительском
процессе».[1, с.60]
Концертмейстеры, как
отдельная ветвь фортепианного исполнительского искусства стали официально задействоваться
в дирижерские классы в помощь к преподавателю в 1924 году в Петербургской
консерватории. Здесь необходимо отметить, что ранее этого периода преподаватели
совмещали свою работу с аккомпанированием, что естественно, осложняло процесс
обучения.
Приблизительно с
30-х годов XX
века концертмейстеры военно-музыкальных учебных заведений становятся
неотъемлемой частью учебного процесса, управляют восприятием музыки и
воспитывают обучающихся дирижерскому мастерству, формируют у них первичный
облик симфонических, оперных, и камерных произведений всех жанров.
Большую
роль военные концертмейстеры играют при подготовке военных дирижеров в условиях
высшего военно-музыкального образования.
Во-первых,
концертмейстеры востребованы на
индивидуальных занятиях по дисциплине «Дирижирование». На
этих занятиях концертмейстеры работают, как правило, в
ансамбле и выступают
в качестве воображаемого симфонического оркестра, исполняя
разучиваемые оркестровые
произведения в фортепианном переложении. Важным
профессиональным навыком, обеспечивающим
результативную работу концертмейстера, представляется его
способность реагировать на
дирижерский жест. Своеобразие
этого навыка состоит
в одновременной и
разнонаправленной работе
зрительного анализатора. Здесь предполагается хорошо развитое распределенное внимание работающего концертмейстера, поскольку он играет
по нотам, и, параллельно,
отслеживает и реагирует на
чередование дирижерских жестов
обучающегося курсанта. Значительная
доля концертмейстерского внимания
отвлекается при этом
на «согласование» действий
с партнером по
концертмейстерскому дуэту,
который, в свою очередь, также распределяет
внимание на три
выделенных нами объекта. Следует заметить, что
подобный навык является в
значительной мере уникальным
и учебно-методические
преценденты, направленные на
его выработку, отсутствуют.
Во-вторых, концертмейстеры присутствуют на
индивидуальных занятиях курсантов по
предмету «Инструмент духового оркестра». К
числу таких инструментов принадлежат: трубы, валторны, тромбоны, тубы,
флейты, гобои, кларнеты, фаготы, саксофоны различных видов, ударные. На данных
занятиях концертмейстер должен слышать, слушать и чувствовать дыхание
исполнителя.
Для
успешной профессиональной деятельности у концертмейстера должен быть отлично
развит навык «чтения нот с листа». Этот навык предполагает умение быстро упрощать
фортепианную фактуру, выделяя в ней главное. В
концертмейстерской работе военно-музыкальных образовательных учреждений в этом, казалось бы, обычном навыке
имеется своя специфика. Здесь на занятиях не один концертмейстер читает с
листа, а оба участника аккомпанирования работают в этом режиме, которому почти
неизбежно сопутствует несравнимо
более высокий уровень
неуверенности и разного
рода исполнительских дефектов.
Выделим
специализированные
концертмейстерские навыки,
необходимые в военно-музыкальных учебных заведениях:
- игра по жестам руки дирижера;
- аккомпанирование духовому инструменту;
- навык ансамблевого аккомпанирования;
- «прямое чтение» оркестровых и симфонических
партитур и др. [2]
Что
касается профессиональных знаний, то в
ходе практической работы
в специальном классе
дирижерской подготовки, концертмейстеры сталкиваются со значительным массивом
самых различных в
историко-стилевом плане музыкальных
произведений в жанре
увертюры, симфонии, концерта, балета, который является
специфическим и в
учебных программах по
«истории музыки» не проходится.
Только в процессе
работы, по мере прохождения
неизвестного репертуара, происходит
расширение профессиональной
музыкальной эрудиции без
которой невозможна работа
в военно-музыкальных учебных
заведениях.
Благодаря изучению специфики работы концертмейстера
в военно-музыкальных учебных заведениях, было раскрыто профессиональное мастерство
концертмейстеров, определяющееся как совокупность взаимосвязанных компонентов:
профессионально-музыкальной эрудиции (психолого-педагогические,
музыкально-теоретические, специальные знания военно-оркестрового репертуара),
исполнительской (звукоизобразительные и моторно-двигательные умения) и
концертмейстерской техники (концертмейстерские и ансамблевые умения), а также
профессионально-важных качеств концертмейстера (музыкально-профессиональные,
артистические, организаторские, нравственно-этические и др.)
Таким образом, профессиональное мастерство
концертмейстеров в системе военно-музыкального образования имеет свои
особенности, специфику и требует к себе усиленного внимания, так как
непосредственным образом влияет на качество подготовки будущих военных
дирижеров.
Литература
1. Горошко Н.Н. Формирование художественных
критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: на примере
камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века: дис. …канд. искусствовед.
- Магнитогорск,1999
2.Герасимова Т.Н. Формирование профессионального
мастерства концертмейстеров военно-музыкальных учебных заведений: дис. …канд.
пед. наук. - М., 2010.