ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ БУДУЩИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
Жунисова
Н.А. магистр-преподаватель МКТУ имени Х.А. Ясави
Республика
Казахстан, г. Туркестан
В статье 9
Закона РК «О высшем образовании» сказано: «Высшее учебное заведение путем
целенаправленной организации учебного процесса, выбора комплекса новых технологий,
методов, форм и средств обучения создает условия для освоения, формирования и
развития студентами творческих и практических навыков».
В связи с
этим особую важность приобретает выявление главных принципов и педагогических
условий обучения учащихся художественно-прикладному искусству будущими
преподавателями.
В толковом
словаре казахского языка слово «условие» раскрывается следующим образом:
1. «Условие – согласшение о принятии взаимных
обязательств.
2. Обязанность, долг.
3. Необходимость, надобность».
А «принцип» –
основная идея, научная закономерность либо основное правило, главное,
первоочередное требование [1].
В учебнике по
педагогике педагогический принцип объясняется следующим образом: «педагогические
принципы – это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее
нормативное знание, которое педагогика получает, когда она реализует свою
конструктивно-техническую функцию» [2].
Используя
указанные разъяснения, касающиеся педагогических принциопв, руководствоваться
необходимо следующими принципами::
1) принципы
высшего и среднего специального образования и воспитания должны гармонировать у
студентов с принципами освоения национальными ценностями;
2) знания
студентов о художественно-прикладном искусстве казахов должны соответствовать
содержанию предметов, внедряемых в казахскую школу, и познавательным
способностям учащихся;
3) студентам
следует быть готовыми к организации учебно-воспитательно процесса будущими
школьными преподавателями на принципах демократии;
4) совместимость
этнопедагогических дидактических принципов с изменениями в
учебно-вопситательном содержании;
5) принцип
культурного воспитания студентами у учащихся казахской средней школы гуманизма,
доброжелательности, трудолюбия, культуры.
Руководствуясь
данными принципами можно рассмотреть педагогические условия обучения учащихся
художественно-прикладному искусству будущими преподавателями.
Понятия «педагогические условия» и «дидактические условия» являются
основными понятиями педагогической науки. Педагогические условия – это
совокупность объективных возможностей содержания обучения, обеспечивающее
достижение поставленой цели, и виды ее организации, а также материальных
возможностей, позволяющее осуществить вышесказанное [3].
Понятие
педагогических условий рассматривает цели, задачи, содержание, методы и виды
организации обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическое условие»
следует понимать как целенаправленый отбор, создание и использование содержания и методов, направленых на
достижение дидактических целей [4] .
Ученые
рассматривают понятие педагогических условий как объект частных исследований.
Согласно определения М.Н.Скаткина,
«педагогические условия» - это совокупность внешних факторов педагогического
процесса, влияющих на формирование феномена, являющегося объектом исследования».
В связи с этим для условий обучения учащихся художественно-прикладному
искусству будущими преподавателями необходимы подготовить возможности для
студентов изучать художественно-прикладное искусство не только на уроках, но и
во внеурочное время.
Говоря же об использовании
материалов художественно-прикладного искусства в учебно-воспитательном
процессе, выявлена необходимость создания следующих педагогических условий. Эти
условия можно сгруппировать как мотивационные, содержательные и
профессиональные (Таблица 1):
- формирование необходимости и интереса у студентов к овладению
ремеслом;
- создание вариативных программ и
специальных курсов с целью профессионального овладения обучением учащихся
художественно-прикладному искусству будущими преподавателями;
- определение темы кусовых, дипломных и самостоятельной работы студентов в
непосредственной связи с казахским художественно-прикладным искусством;
- будущим преподавателям заниматься развитием и изучением
художественно-прикладного искусства во внеурочное время с целью развития
навыков обучения учащихся художественно-прикладному искусству;
- учитывать, что содержание образования по художественно-прикладному
искусству направлено на формирование творческой активности и профессионального
мастерства студентов;
Таблица 1. Педагогические условия обучения учащихся художественно-прикладному искусству будущими преподавателями
- учитывать необходимость
руководствоваться основами народной педагогики в формировании профессиональной
подготовки студентом на основе произведений художественно-прикладного искусства;
- рассматривать формироваие их теоретических знаний как профессию
художественно-прикладного искусства в непосредственной связи с историей,
экономическим и социальным значением и обучить практическим навыкам, применимым
к реальной жизни, обмену опытом, развитием собственного опыта;
- углубить понимание общего ремесла, уметь предъявить требования к самому
себе посредсьвом художественно-прикладного искусства, освоить эффективные
методические пути, способные донести знания будущим ученикам своим мастерством
и опытом;
- эффективное использование учебно-воспитательных технологий в
профессиональной подготовке студентов;
- использование активных методов обучения.
Качество
профессиональной подготовки специалистов в различных областях связано с уровнем
обоснованости трех основных условий: цель обучения (зачем нужно учить), содержание
обучения (чему нужно учить) и принципы организации учебного процесса (каким
образом нужно учить) .
Цель
подготовки будущих специалистов давать прочное образование, обучение
практическому использованию знаний, использование творчества. В результате эти
формы позволили провести работу по конкретизации целей и задач, в результате
появились профессиональные характеристики, которые состоят из двух разделов:
первый – это какие науки необходимо знать и второе – какие навыки необходимо
освоить.
Професиональная
характеристика – это только один из компонентов высшего образования. Полное
содержание целей и задач подготовки специалистов характеризуется общественно
исторической ситуацией, в которой живет и работает специалист, особенностями
структуры нашего государства, особеностями его профессиональной деятельности [5].
В
профессиональной характеристике цели храктеризуются языком знаний и навыков,
которые могут противоречить друг другу. Но знания не могут быть вне навыков и
наоборот. Таким образом систему навыков невозможно рассматривать отдельно, что
заставляет готовить специалистов по трем типам образования в той или иной
период.
Одной из
основных психологическо-педагогических ошибок в создании модели будущего
специалиста является отдельное рассмотрение знаний и навыков. В настоящий
момент в психологии и педагогике в исследовании и понимании обучения и
воспитания используется деятельный подход. В.П.Беспалько пишет: «В практическом
подходе знания и навыки неотделимы. Человек получает адекватную информацию
через методы и подходы, характиризующие то или иное действие, качества объекта,
усваевает признаки событий и всего происходящего, после чего все перерабатывает.
А освоение напрямую связано с практическим осуществлением действий, которые
превращаются в навыки. В данном случае эта деятельность осуществляется в тех
или иных формах: словесной, материальной (вещественной), мысленной (внутреннего
монолога), но никогда это не было только одним – программным либо
исполнительским – действием. Программный раздел практики – знания, продолжающие
све существование в мышлении, а практические навыки – это это практическое
осуществление в словесной либо материальной форме. Таким образом знания и
навыки это одно действие, выражающееся в различных формах» [6].
Организация
профессиональной подготовки обучения учащихся художественно-прикладному
искусству будущими преподавателями:
-
Совершенствование форм, методов и программ по активному освоению
мыслительными процессами и практическими навыками учащимися, применение их на
практике;
-
В процессе организации освоения учащимися народного
художественно-прикладного искусства создание творческой деятельности путем
творческого поиска учащихся;
-
В процессе освоения художественно-прикладного
искусства умение ставить цели по работе с различными видами
художественно-прикладного искусства, умение получать, использовать информацию,
умение использовать современные технологии, определять качество выполняемой
работы, создавать планы, готовить материалы, организовывать и выполнять
технологолические задачи, определять направление деятельности, контролировать,
анализировать и давать реальную самооценку.;
-
В процессе освоения художественно-прикладного искусства развивать интерес
учащихся к нему, повышать спрос, в процессе освоения учащимися различных видов
народного художественно-прикладного искусства создавать постепеную,
целенаправленную последовательность освоения, разделить по этапам;
-
Творческое сотрудничество между
преподавателем и родителями учащихся;
-
обновить и усовершенствовать методы
обучения различным видам казахского, дополнить и развить учебные материалы
будущих преподавателей.
Таким
образом, будущий преподаватель может стать действительно достойным учителем с
большой буквы, если в процессе освоения ценностей художественно-прикладного
искусства будет иметь повышенный интерес к технологиям создания произведений
искусства, иметь художественный вкус, профессиональные педагогические знания и
навыки, мастерство, которое следуент постоянно совершенствовать, уметь
соединять теоретические знания и практические навыки, и за счет освоенных
технологий сможет эффективно их использовать, создавая новые профессиональные
идеи в творческом процессе и практически их использовать.
Использованная литература:
1. Касиманов С.
Прикладное искусство казахского народа.-Алматы: Казахстан, 1995.-240с.
2. Басенов Т.К. Прикладное искусство
Казахстана.-Алма-ата-1951.-269с.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о
поэтапном формировании умственных действии. - М., 1977. - 480 с.
4. Пономарев Я. А.
Психология творчества и педагогика - М.: Из-во "Педагогика", 1976. -
280 с.
5. Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Из-во Политиздат, 1975.- 304 с.
6. Шамова Т.И., Третяков
П.И., Капустин Н.П. Управление процессом формирования систем качеств знаний
учащихся. –М.: Прометей, 1990.-112 с.