Самиева О.Б.
Северо-Казахстанский
государственный университет им. М. Козыбаева
г. Петропавловск
Духовно-нравственное воспитание
учащихся
Духовность человека выступает
изначальным базисным ориентиром общества в целом. Поэтому так значимо духовное
становление личности человека. Духовная сторона человека формируется и
развивается в ребенке в процессе духовного воспитания Исходными понятиями для
духовного воспитания являются «дух», «душа» и «духовность». Смысловую
интерпретацию этих понятий можно осуществить, опираясь на словари-справочники по
педагогике. Из этих словарей видно, что «дух» выражает «действие», «стремление
к действию, деятельности», к познанию мира, «смысла и назначения своей жизни».
Духовность – 1) высший
уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами
ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2)ориентированность
личности на действия во благо окружающих, поиск ее нравственных абсолютов. Духовное
воспитание должно быть направлено на воспитание преобладания духовных,
нравственных, интеллектуальных ценностей над материальными. Духовность – это
человеческий капитал, который позволяет чувствовать свою причастность к жизни
на более высоком уровне.
Кардинальные перемены в политике,
экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии в конце XX – начале
XXI вв. породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовному
кризису (спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение среди
подрастающего поколения, рост детской преступности и т.д.). Культура
и духовность должны прививаться человеку с детских лет на традициях, на
гуманности, на классической литературе и музыке, на вере – в семье, дошкольных
и школьных учреждениях. Сложившаяся
тенденция отхода молодого поколения от культуры, в том числе и от языка своего
народа, от его традиционного образа жизни, привела к неустойчивости и потере
духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий.
Будущее нашего государства зависит от духовного потенциала молодежи, от
доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних
и беззаветной любви к Родине каждого молодого человека. Осознавая эту истину,
современная практика воспитания все чаще обращается к средоточию духовной жизни
народа – наследию народной педагогики.
Рудольф
Штейнер, говоря о реформе в школе в конце XX века, писал: «Предлагаемые реформы
будут плодотворными и оправдают себя на практике лишь при том условии, что они
станут проводиться, исходя из углубленного изучения русской жизни», а не слепого подражания западу. Учебная
деятельность в школе должна быть «не сухой теорией в виде текстов, отвечающей
потребностям абстрактной любознательности, и не средством для тех, кто ради
самих себя стремится к высшему развитию. Она может плодотворно участвовать в
решении главнейших задач современного человечества на его пути к общему благу,
должна помочь человеку в осознании своего «я» как носителя высшей души в человеке,
сделать его венцом творения».
Школьника надо
поставить в такие условия, когда он должен совершенно сознательно и
индивидуально работать над изменением привычек, темперамента, характера,
памяти. Дети чаще должны обращаться к таким понятиям, как «радость»,
«страдание», «прощение», «совесть», «печаль», чтоб разумом и душой они
помышляли о высоком и красивом. Надо поменять детские авторитеты, ими должны
стать национальные герои, чьи имена вписала история в святцы. Богатым примером
являются образы духовной литературы. Надо приобщать ребенка к книгам, к
посещению музеев, слушанию классической музыки, чтению сказок. Это двигает душу
вперед и ввысь. Слово, музыка, цвет – все вкупе воздействует на психику и душу
человека. Жаль, что отдельные телевизионные передачи, особенно зарубежные и
современные детективы влияют не лучшим образом. Психика ребенка устроена так,
что он не сразу осознает замысел автора и режиссера – показать зло во имя
добра.
О воспитании духовности
много писал русский художник Василий Кандинский, он утверждал, что «зритель в
своей душе находит созвучие», когда смотрит на произведение искусства или
читает книгу. Понимание картины выращивает зрителя до точки зрения художника.
Шуман, известнейший композитор, утверждал, что «призвание художника – посылать
свет в глубины человеческого сердца».
В общеобразовательной
школе дойти до глубины психики ребенка возможно с помощью изучения казахской,
русской (школьная программа дает такую возможность) и зарубежной литературы
(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Метерлинк «Синяя птица» и др.).
Изобразительное искусство и мировая художественная культура – великолепное поле
деятельности учителей гуманитарного направления.
Практическая жизненная
направленность образования, в том числе и духовного, обусловлена современными
социокультурными условиями, ориентирована на утверждение национальных и
общечеловеческих ценностей, на становление и социализацию личности ученика. Главным
критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития
человека в процессе его духовного становления, является душевный покой
человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если
человека не обличает его совесть. Совесть не мучает человека, если он не
переступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.
Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагоги, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.