upiter@rusnauka.com

 

 

 

              Стратегические направления реформирова­ния

                                     системы образования

                       Современность образования как проблема

                                        Д.филос.н. Левяш И.Я.

                          Институт философии НАНБ (Беларусь)

Способность к совершенствованию является единственным безальтернативным качеством, которым эволюция наделила человеческий род. Замечательно выразил эту способность Ф. Рабле в письме Гаргантюа своему сыну Пантагрюэлю. Он подчеркнул, что «совершается это через потомство…моя убеленная сединами старость расцветает в твоей младости, и…когда душа моя покинет свой сосуд, я умру не всецело…я хочу лишь вдохновить тебя на то, чтобы ты совершенствовался непрестанно». 

         То, что тысячелетиями было должным, становится сущим. Непрестанное совершенствование - таков императив Современности. Каковы основания писать это слово с большой буквы, если, по Н. Бердяеву, и в наше время люди живут "в разных веках, на разных планетах"? Британский мыслитель Б. Латур еще в 30-х г.г. прошлого века издал книгу с парадоксальным названием "Мы никогда не были современными" (Latour 1933), но он не был понят. Идея может "витать в воздухе", но до ее концептуализации - дистанция огромного размера.

Заслуга преодоления этой дистанции принадлежит профессору Упсальского университета Б. Виттроку (2002). Он предлагает разграничивать темпоральные и сущностные характеристики Современности и в этой связи - отказаться от инерции ("привычки") трактовки Современности как механической суммы технологических и политических преобразований. По Виттроку, для конструирования концепта Современности "требуется ввести те или иные сущностные параметры...Необходимо представление о том, какие обычаи и институты современны, а какие – нет. Общество современно только при условии, что ряд ключевых для него институтов и типов поведения правомерно называть современными". Ядром такой оценки являются "культурные слагаемые современности…В конечном итоге предпосылкой…институциональных проектов послужили новые представления о человеке, его субъектности...Речь идет о том, что может быть истолковано как вытекающее из глубоко укорененных ценностей" [1].    

Какими бы символами ни маркировало себя общество начала ХХI столетия ("эпоха глобализации", "информационный век" и т.п.), интегральным критерием его сущностной Современности является культуротворческая способность к формированию, развитию и реализации человеческого капитала. Его необходимая предпосылка и одновременно основной капитал - высокая образованность, и это объясняется по меньшей мере четырьмя фундаментальными причинами.

Во-первых, окружающий нас мир по-видимости прежде всего техногенный, но, по единодушным оценкам экспертов, стоимость самого дорогостоящего оборудования уже несколько десятилетий заметно уступает воспроизводству субъекта сложного труда. Исследования ЮНЕСКО показывают, что инвестиции в образование и экономический рост неразрывно связаны друг с другом. По прогнозам аналитиков, за 10-12 лет объем мировых рынков "технологии знаний" может в 10 раз превысить емкость топливно-энергетического рынка [2].  

Во-вторых, неизмеримо возросли и усложнились не только труд, производство и управление им, но и общество в целом. Безбрежным и тем не менее требующим ясных ориентаций стало информационное пространство. Такое состояние - это непрерывное становление, развитие и разрешение противоречий, которые требуют от их субъектов широкого кругозора и прежде всего, говоря словами Аристотеля, "надлежащей образованности". Только наделенный этим качеством человек "в состоянии судить, правильны или нет суждения другого человека. Под образованностью мы понимаем способность выносить правильное суждение"  [3].  

В-третьих, в пространстве мегатехнологий и во многом вопреки им, в результате эрозии классовых структур, процесса демократизации, все большей конкуренции культурно-цивилизационных ценностей и поведенческих стилей сформировалось "индивидуализированное общество" (Бауман), которое не следует отождествлять с "атомизированным" мультикультуральным обществом. Зрелость каждой индивидуальности, т.е. личности, предполагает не только ее самоценность для общества, но и постоянный диалог с ним. Это культуротворческий диалог, потому что вступающие в него творят, преобразуют друг друга.

Наконец, беспрецедентно динамичная Современность - это мост в будущее, и оно буквально надвигается на настоящее. Решающей становится способность к темпам назревших перемен. А. Тоффлер в книге «Футурошок» воспроизводит масштабы и глубину этого вызова. Половина существующих на земле материальных богатств создана при жизни последних поколений. 90% ученых из общего числа когда-либо живущих на земле работают сегодня  [4].  Вовсе обязательно быть "героем нашего времени", но быть его современником - значит следовать принципу образования не на всю жизнь, а через всю жизнь в условиях высокой социально-профессиональной мобильности.

В целом Современность - это эпоха, в центре которой стоит человек как главная производительная, социально-преобразующая и культуротворческая сила. Однако это не данность, а задача человека, для которого быть современным - значит быть субъектом культурной деятельности, т.е. непрестанно совершенствоваться и, изменяя себя, изменять мир к лучшему. Это смысложизненная задача не абстрактного человека, а каждого отдельного индивида, независимо от нормы или отклонений в его развитии. Назначение современного общества в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Отсюда - кардинальный поворот к инновационной гуманитарно-культурологической парадигме образования. Ее концептуальное постижение во многом в начале пути. Нам не дано опереться на методологию, выраженную марксовским афоризмом: "Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны", или возможностью изучать процесс в состоянии его классической зрелости. Теоретическая разработка и практическое освоение новой парадигмы осложняется тем, что она - в самом начале своей реализации. Тем не  менее этому феномену уже посвящена обширная литература, и есть первые плодотворные обобщения.

Общие, вполне объяснимые новизной и многогранностью процесса, недостатки освоения этой проблематики можно свести к трем позициям. Во-первых, в условиях дефицита междисциплинарного подхода еще нет концептуальной ясности и целостности исходных и базовых концептов практико-ориентированной гуманитаризации культуры, их стержневой роли в образовании. Во-вторых, исторически сложившиеся специализации "развели" и обособили такие направления, как общее и специальное образование, и это затрудняет их синтез, необходимый с точки зрения императива образования "для всех". В-третьих, даже многие достигнутые в этой области теоретические и методические результаты во многом еще остаются, говоря кантовским языком, "вещью в себе", а не "для нас", и консервативная педагогическая практика заметно отстает от императивно востребованных инноваций.

Литература

1. Виттрок Б. Современность: одна, ни одной или множество.

                    // Полис. - 2002.- №1. - С. 141, 148.

2. Свободная мысль-ХХI. 2007. - №6. -  С. 82.

3. Цит. по: Йегер В. Пайдеья. Воспитание античного грека (эпоха великих

    воспитателей и воспитательных систем). М., 1997.

4. Тоффлер А. Футурошок. Спб.,  1997. -  С. 23, 26.