Р.Ф.Хасанов,
Бирская государственная
социально-педагогическая
академия,
Республика Башкортостан
Антитеза в идейно-композиционной структуре романа Г.Хисамова «Тафтиляу»
Хронологические
рамки романа [1] вбирают период золотоордынского ига и простираются вплоть до
башкирских восстаний в середине ХVШ века. Автором охвачены наиболее яркие
страницы борьбы народа за национальную независимость, значительные вехи на этом
многовековом и многотрудном пути.
В основе художественной
структуры романа лежит развернутая антитеза. Именно она формирует систему
образов, их расстановку, определяет типы авторской эмоциональности, способы
повествования, выбор изобразительно-выразительных средств. И в большом, и в
малом писатель показывает жестокую борьбу противоположных сил, преследующих
различные цели, исповедующих разные философии, стоящих на разных жизненных позициях.
Яркие представители «жестокого века» Тохтамыш и Тимур считают, что народ – это
стадо, для которого нужен лишь хороший пастух, и ради достижения своих
корыстных целей жертвуют сотнями тысяч жизней простых людей разных народов и
племен.
Противостояние
Тохтамыша и Тимура не имеет глубоких корней, так как они принадлежат к одной
социальной группе, преследуют одни и те же стратегические цели. Их разнят лишь
тактические задачи достижения своих планов. Если Тохтамыш пытается это сделать
путем обмана, обольщения людей, используя башкирский народ в борьбе за власть
против своих конкурентов, то Тимур – путем устрашения, прямого уничтожения
башкирских и других племен. В целом же оба они - кровные враги малых народов,
мешающих им стать владыками.
В первой части
романа прием антитезы наиболее выпукло проявляется в обрисовке Амиряла и
Тафкила, воплощающих борьбу непримиримых, несоотносимых жизненных начал, двух
моралей, разных жизненных философий. В Тафкиле темные стороны человеческой
личности - жестокость, беспощадность, безжалостность по отношению к человеку -
показаны в гиперболизированном виде, наполнены символическим смыслом. Отныне
слово «тафкил» становится синонимом всего
темного, зловещего, античеловеческого. Как палач, он истязает прикованного к
столбу беззащитного Амиряла, расправляется с ним, получая от этого наслаждение.
В романе
выведены образы еще двух потомков Тафкила – Ивана и Дмитрия, а третий, Алексей,
лишь упомянут косвенно. Все они, под стать своему далекому предку, жестоки и
немилосердны, алчны и продажны. Осознавая свою моральную ущербность, они
злобствуют, свирепствуют при встрече с людьми благородными, честными,
преданными долгу, чести, родине, народу. Автор не жалеет темных красок при
характеристике Ивана Тевкелева, который служит переводчиком у русских. Сцены
разгула, пьянства, разврата сопровождают героя и его окружение. Авторская
ирония здесь обретает характер сарказма, отрицания подобных явлений, стоящих
преградой на пути человека к счастью, свободе, любви. Г.Хисамов пишет не
столько о Тевкелеве, сколько о «тевкелевщине» как о социальном явлении,
воплотившемся в романе в таких лицах, как сами Тевкелевы, полковники Хохлов и
Михаил, Аристов, губернаторы края и другие.
Автор открыто
выражает свои симпатии и антипатии по отношению к действующим лицам. Если
представители народа обрисованы в теплых тонах, овеяны авторской любовью и
симпатией, то в изображении антинародной силы преобладают иные краски. Сатирический
пафос романа особенно ощутим в рассказе о Тевкелевых, олицетворяющих все
гнусное, мерзостное, противоестественное. Такими Тевкелевы остались в памяти
народа, который недаром сложил песню «Тафтиляу», выражая свой гнев и
возмущение. Один из потомков этого рода обрисован в романе «Кровавый пятьдесят
пятый» Г.Хусаинова. Это генерал-майор Алексей Тевкелев, хитроумный политик,
играющий в доброго и справедливого губернатора, а на деле тонко и умело
проводящий в башкирском крае политику царя. Из истории известно, что Тевкелевы
– выходцы из этих мест, перешедшие на службу к русскому царю и принявшие
впоследствии христианство. Если Г.Хусаинов пишет о представителе их династии,
проживавшем в ХVШ веке, то Г.Хисамов обращается к истокам этого
рода. Более подробно, художественно выразительно и психологически убедительно
описано превращение подростка Кутлуахмета в Алексея Тевкелева в романе
Я.Хамматова «Башкирский хан».
Проблематика,
система образов романа обусловили своеобразие его конфликта, который можно
охарактеризовать как локальный, преходящий. Жизненные противоречия
сосредоточены во времени действия, которое движется к развязке. Борьба
противоположных сил происходит в рамках определенного времени (ХIV и ХVШ
века) и пространства (Башкортостан). Конфликт обусловлен конкретными
социально-политическими, духовно-нравственными факторами. На локальность
конфликта указывает и то, что в нем участвуют реальные исторические лица.
Золотоордынские ханы Тимур и Тохтамыш в своем стремлении к владычеству, к
неограниченной власти, богатству нарушают размеренный образ жизни других
народов, вступают в противоречие с основами человеческого бытия. Победа той или
иной стороны может означать разрешение конфликта, которое, как правило, дается
в развязке. В этом случае жизнь вновь входит в надлежащее русло,
устанавливается гармония и порядок, нарушенные на какой-то период. Не случайно
автор сообщает о смерти Хромого Тимура и Тохтамыша в один и тот же год. Человек
смертен, а человечество бессметно – это выражение отчасти объясняет данную
ситуацию. Роман, пронизанный мотивами драматизма и трагизма, завершается на
оптимистической ноте. На фоне разгрома карательного отряда полковника Хохлова
автор рисует образы молодых Еназака и
Назиры, влюбленных друг в друга и в окружающий мир. Они продолжатели дела своих
отцов и дедов в новых исторических условиях.
Однако конфликт
романа можно рассматривать и как устойчивый, неразрешимый, или
субстанциональный, вечный. Он является не временным отклонением от гармонии, а
неотъемлемой гранью несовершенного земного бытия. При этом конфликтные
положения не могут быть преодолены и гармонизированы в рамках изображаемого
действия. Если оттолкнуться от конкретных образов действующих лиц, участвующих
в сюжете, то можно сказать, что в романе показана вечная борьба добра и зла,
любви и ненависти, света и тьмы, свободы и неволи, то есть
устойчиво-конфликтное состояние мира. Свои «тевкелевы» были и, наверное, будут
в любые времена, и человек в своем стремлении к счастью, к достижению высших
ценностей бытия вынужден будет противостоять этому социальному злу.
В создании
системы образов, в характеристике персонажей автор использует прием
художественного параллелизма, как составную часть развернутой антитезы, лежащей
в основе композиционной структуры всего романа. Например, параллельно
изображаются вступление на башкирские земли Хажисултана, будущего хана
Башкортостана, и карательного отряда Хохлова. В одном случае автор рисует
картину неподдельной радости людей при встрече со своим предводителем, в другом
читатель видит самодовольного, самоуверенного полковника царской армии,
чувствующего себя на вершине славы, с ненавистью и презрением наблюдающего за
башкирами, называющего их «воровским народом», желающего его искоренения.
Таким образом, в
основе композиции романа Г.Хисамова лежит развернутая антитеза, которая
способствует воссозданию картин борьбы непримиримых сил. Характеры реальных
исторических лиц и вымышленных персонажей изображаются по принципу противопоставления.
Примечания
1.
Хисамов Г. А. Тафтиляу
(на баш. яз.).- Уфа: Китап, 1999.- 456 с.