Филология/ Русский язык и литература

 

к.филол.н. Дишкант Е.В.

 

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия

 

Жанр лирической прозы

в творчестве русскоязычных писателей Якутии

 

Жанр лирической прозы получил бурное развитие в русской литературе 1960-х годов: в произведениях О. Берггольц, В. Солоухина, В. Астафьева, М. Жестева, О. Кожуховой, В. Цыбина и др. Лирическая проза заметно повлияла на усиление ясности авторской позиции, способствовала обращению писателей к острым насущным проблемам современности, к художественному анализу гармонии взаимоотношений между уже сложившейся личностью и обстоятельствами жизни. Она играла роль  художественного «катализатора», способствуя разнообразным поискам в литературе, ее жанрово – стилевому обогащению, кристаллизации новых художественных приемов.

 К сожалению, лирическая проза русскоязычных писателей Якутии остается малоисследованной темой, существует много спорных суждений о самом жанре, идет наблюдение за развитием этого живого процесса. В современной литературе Якутии этот жанр представлен именами А. Михайлова, В. Федорова, М. Софианиди, А. Тайшиной, Я. Угаровой и др.

Лирическая проза – стилистическая разновидность прозы, организующим смысловым и композиционным центром которой служит жизнь сознания героя, воплощенная в цепи душевных переживаний. Самая малая жанровая форма лирической прозы – лирико-философская миниатюра – «останавливает мгновения» внутренней жизни, поэтической мысли… Сжатая в предельно малом объеме, лирико-философская миниатюра среди жанровых форм лирической прозы наиболее близка к лирике в обычном смысле слова. Не случайно ее иногда называют «стихотворением в прозе». В отличие от «больших» жанров лирической прозы (повести, рассказа), миниатюра максимально свернута, превращена в жизненный «кадр».

Русскоязычный якутский поэт А.К. Михайлов так определяет  жанровое своеобразие своих произведений: «Это не хроника событий и явлений, которую я веду, кстати, небрежно. Эти записи, скорее, - биография души…» [1,с. 108]. Всего 24 миниатюры, близкие «Затесям» В. Астафьева, «Камушкам на ладони» В. Солоухина, «Мгновениям» Ю. Бондарева: представляют собой зафиксированные впечатления поэта от различных встреч и событий,  мысли по тому или иному поводу. Поэтическое видение мира А. Михайлова находит отражение и в прозаической форме. Своим произведениям автор дает лирическое название – «Ягоды на снегу»: «…сохранившие натуральный вкус, они приобретают еще дополнительно что-то неповторимое и непередаваемое, сладко тают или горчат, как сама жизнь…» [1, с. 108].

При создании миниатюр писателем двигало «стремление зафиксировать, удержать дорогие сердцу реалии». Нередко простые, будничные моменты жизни становятся поводом для размышлений: «смех без причины», знакомый каждому с детства, «реклама на телевидении», не оставляющая равнодушным каждого, «пешеходные переходы», «монетки на дне фонтана» и многое другое. И хотя на все это автор смотрит со своей субъективной точки зрения, это понятно каждому. Ведь из таких совершенно обыкновенных мгновений и складывается человеческая жизнь.

 В миниатюре «Немое кино» автор рассказывает о том, что любит вечерами стоять на балконе и наблюдать за происходящим, смотреть в окна соседнего дома на людей, живущих своей, такой разной жизнью. Впрочем, как любому настоящему художнику, человеку, не остающемуся равнодушным ни к чему происходящему вокруг, пропускающему все через свое сердце. Рассматривая «Ягоды на снегу» в аспекте всего творчества писателя, мы явственно ощущаем один из основных философских мотивов творчества А. Михайлова: «радость жизни». Не зря миниатюра заканчивается выводом: «Для  меня это своеобразное немое кино, в котором обыденные в общем-то действия людей почему-то преисполнены огромного внутреннего смысла. Видимо, это форма любования жизнью в какой-то мере» [1, с. 111].  Автор принимает жизнь и радуется ей такой, какая она есть: «огромной и маленькой, символической и детальной, благоухающей и вонючей, но всякому сущему данной на единственный раз жизнью».

Нередко в самом лирическом переживании и открывается философский вывод о том, что нужно жить полной жизнью и радоваться каждому мгновению: «Я поднялся на вершину Чочур-Мыраана. Ветра со всех сторон били меня, и, задыхаясь от ветра и счастья, я закричал солнцу: «Спасибо, о солнце! Ты научило меня красиво говорить о Женщине!..» [1, с. 118]. Высокий эмоциональный заряд поэта передается  читателю, как и в лирическом произведении, где главное – внутренняя жизнь души, субъективное отображение бытия.

Лирическая проза отражает всю многогранность человеческого восприятия мира. Но противоречия действительности, сложные процессы современности воплощаются в ней не столько через столкновения различных характеров, сколько как отклик сердца на те или иные проявления действительности, что мы наблюдаем в лирико–философских миниатюрах А. Михайлова. В миниатюре «Урок мира» рассказывается о выступлении поэта перед школьниками об ужасах войны и ядерного оружия. Повествуя о реальном событии, автор передает читателю собственные переживания и чувства: «…Но, когда вышел на сцену, увидел этот полный зал детских лиц, радостных и беззаботных, мне действительно стало страшно. Это ведь их могут лишить будущего». Так незначительный, казалось бы, эпизод в жизни стал поводом для философского заключения: «А не будет их – и наша жизнь теряет всякий смысл. Лишат будущего и нас» [1, с. 110].

 В миниатюре «Лицо» ощутима гоголевская традиция. В одном из лирических отступлений поэмы «Мертвые души» дается сатирический портрет некоего правителя канцелярии, который среди своих подчиненных -  «Прометей, решительный Прометей! А чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!» «Хамелеонство» как норма поведения, к сожалению, продолжает жить и в современном обществе. А. Михайлов иронично замечает: «К чему такая многолетняя тренировка мышц лица? Ну, был бы актером, вхождение в образ, система Станиславского.… А тут? Лучше бы относился ко всем, не мучаясь, ровно, то есть уважительно…» [1, с.115-116].

 В лирико-философских миниатюрах А.К. Михайлова отразились не только личные переживания самого поэта, но и «ощущение» времени, «пульс» жизни современников автора.

В творчестве поэтов литературного объединения «Белая лошадь» жанр лирической прозы представлен произведениями Яны Угаровой, философскими и символичными по своему содержанию. Лирическая героиня Я. Угаровой - это почти всегда одинокая, несчастная женщина, «задавленная» беспросветными серыми буднями, существующая в мире сплошных бед и страданий. Такова судьба у героини рассказа «Ушлое». Все здесь уходит в небытие. Уходит из жизни сосед – старик, который «мешал нашей любви, стуча палкой по батареи, когда я орала сладострастно в объятиях Алана». Ушел Алан, а с ним – любовь и «самые прекрасные минуты жизни». Этот повествование о жизни и смерти, о боли утраты любимого человека, о недолговечности чувств и скоротечности бытия. Вечные философские вопросы, но сказано о них по-новому просто, обычно, подчас, даже натуралистично. Автор словно приоткрывает дверь в чужую жизнь, и читатель становится ее тайным свидетелем: «По отекшим щекам моим течет синяя тушь и голубыми каплями падает на пунцовые колени. Я реву громко, кричу во весь голос. Мне больно, мне страшно. Все на кладбище – никто не слышит. Никто не оплакивает мою дочку, которую я душу в тазу с дымящейся водой, желтой от горчицы.… Наверное, дочку, ведь Алан хотел девочку. Лица ее я никогда не увижу» [2, с. 35].

Близок в идейном отношении и рассказ «Ночная бабочка» из цикла «Зверинец сновидений». В нем тоже повествуется о несбывшихся мечтах и страшных, нескончаемых буднях. В основе композиции – прием антитезы, а мотив сна выступает как трансформация нереализованных желаний.

Сюжет рассказа «Кот», как это обычно бывает у Я. Угаровой, концентрируется вокруг одного эпизода – героиню мучают по ночам кошмары: «Снотворное не помогало – она сходила с ума. Среди ночи вскакивала с постели и носилась по комнате, разгоняя невидимых мышей. Лишь под утро, измученная, обессиленная, она засыпала где-нибудь в углу, на краешке выцветшего паласа». А однажды появляется Он: «Он приходил всякий раз, когда «уходил» от жены». И «мыши (с тех пор) не приходили…» [2, с. 37] - так предельно просто завершается рассказ. И читатель понимает, что мыши, ночные кошмары героини были следствием опустошающего ее одиночества. Как правило, в лирической прозе Я. Угаровой показан один эпизод, а через него, как сквозь увеличительное стекло, - вся жизнь.  Особый синтез поэзии и прозы создает новое качество письма, необычную манеру прозаиков «Белой лошади».  

Таким образом, жанр лирической прозы в современной русскоязычной якутской литературе представлен, в основном, ее малой формой – лирико-философской миниатюрой в творчестве А. Михайлова и Я. Угаровой.

 

Литература:

 

1.     Михайлов А.К. Серебряная ночь. – Якутск, 1995.

2.     Литературное объединение «Белая лошадь» // Полярная звезда. – 1996. - №6. – С. 4-95.