К.ф.н.
Зырянова О.Н., Бондарь Н.В.
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского
федерального университета
ОЛЬФАКТОРНЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ УСАДЬБЫ В РОМАНЕ И.А. БУНИНА
«ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА».
Обоняние играет важную роль в нашем
эмоционально-сенсорном восприятии мира, оно связано с глубинной памятью
человека. «Поэтому неудивительно, что в эмигрантской
прозе именно запахи (и в первую очередь запахи усадьбы) представляют едва ли не
единственной возможностью физически вернуться в прошлое – особенно прошлое и
прошлое России, превратившейся в нечто эфемерное, существующее более в памяти и
воображении, чем в реальности, » – пишет Е.Дмитриева[1, с. 163].
В романе
А.И. Бунина «Жизнь Арсеньева» запахи выполняют особую роль. Повествование ведётся от лица главного героя,
поэтому в создании полной, объёмной картины действительности «участвуют»
практически все ощущения (визуальные,
акустические, тактильные, вкусовые, ольфакторные). «Жизнь Арсеньева» – это
не только история Алексея Арсеньева, но и история его семьи, его дома, его
усадьбы, образ которой немаловажен для понимания идеи произведения.
Усадьба
– это не только отдельный дом, но и примыкающие к нему строения и угодья, поэтому запахи усадьбы в
романе разнообразны, они могут быть связаны с домашними запахами, например,
запах еды: «…волнующие кухонные запахи,
бодрое предвкушенье уже готового обеда…», «…рубцы, один вид и запах которых поверг меня в трепет…»[2, с. 17]; или же, запах
какой-либо вещи: «…и пахнущие кожей
ранцы…», «…этот бобрик сально и пряно вонявшей круглой щеткой…»[2, с. 26]. Также запахи усадьбы связаны и с подворьем, например, запах навоза: «…привлекательно воняло навозной жижей и свиными закутами»; «Пахло и
здесь тоже крепко и тоже навозом…»; запах соломы: «…борются с колкими головастыми снопами, пахнущими разогретой на солнце
золотой ржаной соломой…»; запах цветов: «…пахло
цветами в бодром и студеном воздухе багряного осеннего заката…»…»[2, с. 31] и т.д.
Повествование о беззаботном и счастливом детстве
героя в отеческом доме «подкрепляется» указанием на то, что он испытывает
удовольствие от всего: не только от увиденного, услышанного, но и от запахов,
которые наполняют пространство усадьбы.
«И вот
я росту, познаю мир и жизнь в этом глухом и все же прекрасном краю, в долгие
летние дни его, и вижу: жаркий полдень, белые облака плывут в синем небе, дует
ветер, то теплый, то совсем горячий, несущий солнечный жар и ароматы нагретых
хлебов и трав…» [2, с.14].
Определяющим
в ольфакторном образе усадьбы становится его сопоставление с ольфакторикой городского пространства. Неприязнь, антипатия Алексея к городу
обозначена в его восприятии запахов города: «А
какой пахучий был этот город! Чуть не от заставы, откуда еще смутно виден был
он со всеми своими несметными церквами, блестевшими вдали в огромной
низменности, уже пахло: сперва болотом с непристойным названьем, потом
кожевенными заводами, потом железными крышами, нагретыми солнцем, потом
площадью, где в базарные дни станом стояли съезжавшиеся на торг мужики, а там
уже и не разберешь чем: всем, что только присуще старому русскому городу… »
[2, с.54]. Этой какофонии противостоит гармония усадебного пространства,
обозначенная созвучии запахов природы и домашнего быта. Близкие, давно знакомые
рассказчику запахи трав, цветов, родной земли
наполняют его душу покоем и умиротворением: «…вечерние смешанные запахи села, его изб, садов, реки, винокуренного
завода, кушаний, приготовляемых к ужину в доме управляющего…»; «…больно умилял душу запах земли, молодой
травы…»; «запах отцветающего жасмина
и цветущих роз…земляники за обедом…»[2, с. 97].
Запахи
усадьбы, их «многозвучие» становятся в романе знаком счастливого существования,
«рая», безмятежной жизни, и поэтому их
обилие связано только с периодом детства главного героя. Последний приезд Алексея Арсеньева в Батурино –
это по сути прощание с домом. Вымирание обозначено в отсутствии ольфакторного
пространства. Единственное упоминание о запахе: «Пахнет уже крутой русской зимой, хотя снегу и тут еще нет». Запах
русской зимы соотносим в данном случае с запахом смерти, так как на протяжении
романа описывалось летнее, весеннее время годы, связанное с периодом цветения,
жизни всего ми вся, а зимнее погружение в сон показывает безысходность,
отчаяние, отсутствие надежды на возрождение утраченного
Таким
образом, запахи усадьбы в романе И.А.Тургенева связаны с жизнью усадьбы, с её
«цветением» и благополучием, а отсутствие запахов символизирует смерть и
забвение.
Литература:
1.
Дмитриева,
Е. Запахи в усадьбе / Е. Дмитриева// Ароматы и запахи в культуре. – М.: Новое
литературное обозрение. – С. 134-167.
2.
Бунин,
И.А. Жизнь Арсеньева / И.А. Бунин //. – Красноярск, 1983.