Право/9 Гражданское право

Слесарюк Н.В.

Омский юридический институт, Россия

 

О СООТНОШЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ,

ГРАФИКИ И ДИЗАЙНА КАК ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

 

 

Исследование проблем правового регулирования отношений в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства иногда не позволяет получить столь важные как для цивильной науки, так и практики применения результаты, поскольку дается неверная оценка самим произведениям как объектам авторского права. В этой части можно обратить внимание на такие объекты, как произведения архитектуры и произведения графики, дизайна, которые носят самостоятельный характер и отдельно выделены в законе (ст. 1259 ГК РФ). Проблема в том, что нормы позитивного гражданского права сегодня не закрепляют понятие и ключевые признаки этих произведений, что может создавать угрозу подмены объектов в процессе квалификации и является недопустимым.

Основной вопрос в том, по каким критериям при отсутствии прямого нормативного закрепления необходимо разграничивать данные объекты авторского права. Поводом для постановки такого рода проблемы является то, что в юридической литературе практически не описывается соотношение произведений архитектуры, графики и дизайна, очевидно, по причине их смежной природы. Однако в целях правоприменения и дальнейшего развития науки гражданского права установление критериев, по которым следует проводить разграничение выделенных объектов авторского права, является достаточно востребованным.

Прежде чем выделить критерии, по которым можно будет провести разграничение произведений архитектуры, графики и дизайна, обратим внимание на элементы, которые указывают на смежную природу этих объектов авторского права. Во-первых, выделенные объекты авторского права относятся к произведениям искусства, которые способны вызвать у людей чувство художественного и эстетического удовлетворения. Во-вторых, можно наблюдать схожую объективную форму выражения произведений архитектуры, графики и дизайна. Речь идет о проектах, чертежах, изображениях и макетах, которые выражают творческие идеи авторов. В третьих, указанные произведения решают одновременно как практические, так и художественные задачи. В частности, когда, например, происходит реализация дизайн-проекта или возведение строения, реконструкция по чертежам и макетам.

Вместе с тем, помимо элементов, которые указывают на смежную природу произведений архитектуры, графики и дизайна, также можно выделить критерии, по которым данные объекты авторского права следует разграничивать. Первый критерий – способ выражения творческой идеи автора. В произведениях графики и дизайна творческий замысел автора может быть выражен только на бумажном или ином материальном носителе в первичной форме без применения технологии строительного производства. Произведения архитектуры, напротив, могут иметь одновременно как первичную форму выражения в виде проекта, чертежей, макетов, так и вторичную форму в виде возведенного или реконструируемого строения. При этом следует отметить, что вторичная форма выражения творческого замысла автора невозможна без применения технологии строительства.

Второй критерий разграничения произведений архитектуры, графики и дизайна – применяемые автором разные приемы выражения творческой идеи. При создании произведений архитектуры автор заимствует элементы различных архитектурных стилей (готика, ампир, эклектика и др.). Ценность здесь представляет содержание архитектурно-планировочных идей, которые выражаются через комбинаторику выбранных архитектурных элементов. При создании произведений графики и дизайна заимствование автором элементов различных архитектурных стилей носит производный, не основной характер. Здесь на первый план выступает комбинаторика иных, помимо архитектурных, элементов. Произведение дизайна отражает конструирование интерьеров, основанное на сочетании удобства, красоты и экономичности. Цель создания дизайна – придать эстетические свойства отдельным предметам, не имеющим отношения к архитектурным стилям. Отличительный признак графики образует особое отношение изображаемого предмета к пространству в виде фона, на котором предмет изображен.

Отсюда разное назначение выделенных объектов авторского права. Произведения архитектуры предназначены только для возведения и реконструкции строений, произведения графики и дизайна – имеют иное, не связанное со строительством и реконструкцией назначение.

Третий критерий, по которому следует провести разграничение произведений архитектуры, графики и дизайна – обнародование самого произведения, т.е. совершение действий, которое делает произведение впервые доступным до всеобщего сведения. Произведения графики и дизайна возможно тиражировать в массовом количестве, делая копии и распространяя их среди заинтересованных лиц. Напротив, тиражирование произведений архитектуры исключается, поскольку они образуют архитектурную часть проектной документации для строительства или реконструкции, изготавливаются в единичном экземпляре и обнародуются только после возведения или реконструкции строения.

Исходя из выделенных критериев разграничения произведений архитектуры, графики и дизайна, можно попытаться в последующем установить ключевые признаки выделенных объектов авторского права. При этом следует обратить внимание, что использование произведения архитектуры допускается однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и созданная на его основе документация могут быть использованы повторно только с согласия автора. Также за автором закрепляется право авторского надзора и контроля за созданием проектной документации и строительством (ст. 1294 ГК РФ). Подобных положений относительно произведений графики и дизайна гражданское законодательство не содержит.