Войтко
Ю.Д.
УО
«Барановичский Государственный Университет»
Студентка
группы АИ-11
Сновидения
Выделяют два состояния сознания:
- бодрствование;
- сон.
Большую часть времени человек проводит в
состоянии бодрствования, так как оно позволяет воспринимать, отбирать,
запоминать и объяснять поступающие сигналы, а также реагировать на них
поведением в зависимости от ситуации. Но, без состояния сна, человек не смог бы
существовать, так как оно помогает избавиться от лишней энергии, приобретенной
в период бодрствования.
Сновидение – это субъективное восприятие образов
(зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего
человека [ru.wikipedia.org].
Сновидящий во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение
как объективную реальность.
Издавна считалось, что сновидение несет некое
зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах
бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему
человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами
и др.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников
занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах
арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II-III
в н.э. – «Онейрокритика» [ru.wikipedia.org].
Интерес к научному изучению сновидений возникших
с новой силой в конце XIX начала XX
вв. в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большое
количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет
собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с
ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования
цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для
решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления,
и они хаотически перемешиваются и продолжают причудливые образы и мысли.
Пытаться толковать сновидения, по мнению этих ученых, не имеет смысла.
Но, было и множество ученых, которые изучали
процесс возникновения сновидения.
К примеру, в обеих работах Аристотеля,
сновидения – это не послание Божие… Сновидение вовсе не возникает из
сверхъестественного откровения, а является результатом законов человеческого
духа, родственного, конечно, божеству. Сновидение определяется как душевная
деятельность спящего, покуда он спит [2, с.1].
Ученый Группе приводит следующие подразделение
сновидений: «Сновидения подразделяют на два класса. Один класс обусловлен лишь
настоящим (или прошедшим), но не имеет никакого значения для будущего, например
кошмары (ночное удушье.) Наоборот, другой класс определяет будущее, к нему
относятся: 1) прямое пророчество, получаемое в сновидении; 2) предсказание
предстоящего события; 3) символическое, нуждающееся в разъяснении сновидения.
Эта теория существовала в течение многих веков.»
Также к изучению сновидений обращались такие
ученые как Гаффнер, Мори, Иессен и др.
Гаффнер считает, что прежде всего сновидение
служит продолжением бодрственного состояния. Наши сновидения стоят всегда в
связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое
наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями
предшествующего дня. [2, с.3]
Мори говорит о том, что мы видим во сне то, что
мы видели, говорили, желали или делали наяву.
[2, с.3]
Иессен пишет, что содержание сна всегда
определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением,
умственным развитием, привычным образом жизни и фактом предшествующей жизни.
З.Фрейд разбил источники сновидений на 4 группы,
которыми также пользуются и для классификации самих сновидений.
1) Внешнее(объективное) чувственное раздражение.
2) Внешнее (субъективное) чувственное
раздражение.
3) Внутреннее (органическое) физическое
раздражение.
4) Чисто психические источники раздражения.
Перейдем к анализу проведенного нами
исследования. Респондентами нашего исследования выступили два человека: Михаил
и Сергей. Они являются студентами Барановичского Государственного Университета
факультета иностранных языков. Всем респондентам по 20 лет. На протяжении одной
недели (март 2012 г.) они рассказывали мне о своих снах, и я попыталась
определить: это медленноволновой или парадоксальный сон? И к какому источнику
сновидений они относятся.
Респондент Михаил рассказал мне о сне, который
был вызван чисто психическим источником раздражения. Сон: « Я вдруг впал в кому
и пролежал в ней 15 лет. Когда проснулся, рядом были только мои родители,
которые постарели, и я тоже изменился. Все друзья и знакомые отвернулись от меня. Потом меня резко разбудил звонок
будильника»
Анализ сновидения:
Данное
сновидение является медленноволновым сном, относящимся к психическому источнику
раздражения. На протяжении этой недели наш респондент испытывал нервное
раздражение. Его волновали происходящие события в его жизни: у него были некоторые
проблемы в семье и с учебой.
Вывод:
Возможно, Михаил просто продолжал свою
деятельность в сновидении.
Респондент Сергей рассказал мне о следующем: «Я
лежу в больнице и ко мне пришли мои друзья и родные проведать меня. Я сообщаю
им о своем диагнозе, который в скором времени подтвердился и они ушли.»
Анализ сновидения:
Данный
сон относится к стадии парадоксального сна, который вызван внутренним физическим
раздражением. Наш респондент имеет патологию сердца. Во сне он испытывал
некоторый дискомфорт из-за своей болезни. Этот сон приснился ему ровно за месяц
до того как его положили в больницу. Действия в сновидении происходили так же,
как и в реальности.
Вывод:
Как показало исследование: у людей, которые
имеют заболевания, сны возникают из-за внутренних физических раздражений.
Подводя итог всему вышеизложенному, я хотела бы
сказать о том, что сновидения могут быть разными: цветными и черно-белыми, могут
быть на стадии парадоксального сна и медленноволнового сна, могут быть вызваны
четырьмя источниками раздражения.
По-нашему мнению, сновидения – это очень
интересная область, которую можно исследовать бесконечно.
Список литературы:
1) ru.wikipedia.org
2) Зигмунд Фрейд.
Толкование сновидений. Глава I. Научная литература по
вопросу о сновидениях (до 1900 г.). Часть I.