Вопросы интеграции научных отраслей
знаний
в трактатах аль-Фараби
О.А.Стычева, Б.С.Козбагарова
Академический инновационный
университет
г.
Шымкент
Научная
деятельность выдающегося восточного мыслителя Абу Насра аль-Фараби многогранна,
исследователи по праву называют создателя огромного количества трактатов ученым-энциклопедистом.
Тематика работ ал-Фараби чрезвычайно обширна и свидетельствует о его интересе к
теоретическому исследованию
философского смысла различных наук. Неукоснительно соблюдая принцип научного
подхода, ученый анализирует логические сочинения Аристотеля, труды
Птолемея, Евклида, Порфирия. При этом он не просто комментирует античные
тексты, а предлагает доказательную трактовку их содержания через призму
собственных умозаключений. Значительное место в наследии ал-Фараби
занимают труды, посвященные социально-политическим вопросам, государственному
устройству и управлению, логике и этике.
Большой интерес представляют трактаты
ал-Фараби, посвященные проблемам метафизики, анализу законов и категорий
бытия, познавательной деятельности человека, пониманию сущности разума, исследованию
свойств физического мира. Особого внимания заслуживает учение аль-Фараби о классификации знаний: сегодня оно по праву
считается одним из важнейших достижений средневековой научной мысли.
В плане
проводимого нами исследования, связанного с проблемами интеграции научных
отраслей, особый интерес представляет “Вводный трактат в логику”, где аль-Фараби
разрабатывает типологическую характеристику отраслей знаний, предлагая их
деление на силлогистические
(философия, диалектика, риторика, поэтика) и несиллогистические (медицина, земледелие, строительство, ремесла). Исследование
данного вопроса содержится и в трактате
“О достижении счастья”, где все
отрасли знаний разделены на теоретические и практические. В трудах аль-Фараби встречается также характеристика научных
отраслей с учетом таких философских категорий, как конкретность и абстрактность.
В основе указанных классификаций лежит определение сущности и назначения каждой
науки, ярко проявляется стремление ученого сформулировать ее предметную сущность.
Вопросу о типологической характеристике
научных отраслей посвящает аль-Фараби “Книгу о классификации и определении
наук”. Примечательно, что здесь на одно из первых мест мыслитель ставит науку о
языке, определяя значимость таких единиц, как слово и словосочетание,
разрабатывая законы письма и правильного чтения. Логика в его учении
характеризуется как искусство и ставится во главе всех наук. Большое
значение отводится мыслителем математике, куда он относит не только арифметику
и геометрию, но и механику, астрономию и, что самое интересное, музыку. Он
называет физику естественной наукой и
отделяет ее от метафизики, характеризуя
последнюю как божественную.
Юриспруденцию и догматическое богословие ученый относит к гражданской науке. В ряде его трактатов представлено достаточно
полное и убедительное обоснование такого деления научных отраслей знаний.
Читая
трактат аль-Фараби “О происхождении наук”, мы вновь сталкиваемся с оригинальной
классификацией научных отраслей знаний: арифметику, геометрию, астрономию и
музыку ученый объединяет и называет педагогическими
науками. Обращая внимание на воспитательную ценность указанных предметов,
аль-Фараби характеризует их усвоение обучающимися как “прямой путь для познания
тех наук, которые следуют за ними” [1,С.96]. Наука о природе включает,
по утверждению ученого, восемь частей, наиболее важными из которых являются
прогностика и медицина. Определив
значимость естественно-научных отраслей
(науки о “подлунном мире”), аль-Фараби
обращается к божественной науке,
которую он называет “наукой о познании
бога”.
Диалектически
обусловленный подход выдающегося мыслителя Востока к классификации научных
отраслей проявился не только в определении предмета и цели каждой, но и в стремлении
ученого показать их взаимосвязь, отражающую состояние бытия в целом. В “Логических
трактатах” аль-Фараби содержатся
суждения о различающемся признаке, об отношении и соотнесенном, о переносе,
т.е. о таких категориях, которые находятся в определенной связи и поддаются
сопоставлению для подтверждения истинности научных выводов. Убежденность в преемственности
между поколениями ученых, утверждение о взаимозависимости и взаимосвязи научных
категорий, доказательства связи теории
с практикой, а также сама систематизация отраслей знаний, осуществляемая на
основе синтетического подхода, – эти
аспекты учения аль-Фараби служат показателем научного понимания им значимости
интеграции. Касымжанов А.Х. пишет: “Когда
мы говорим о синтетическом складе ума аль-Фараби, мы имеем в виду не только
способ целостного подхода к какому-либо отдельному вопросу, а главным образом,
свойственное ему умение соединять знания, касающиеся различных сфер
действительности, в единую картину” [5, С.27].
Аль-Фараби подчеркивает методологическую
значимость диалектики, которая, по мысли ученого, “…является подготовкой и дает
человеку способность вырабатывать
диалектические силлогизмы и выставлять их в любое время по его желанию” [4,
С.406]. Диалектика изначальна, поскольку она не только подготавливает к усвоению других наук,
но и делает достоверными и доказательными
исследуемые в них положения. Исследуя
особенности познания естественных,
теологических и гражданских наук, аль-Фараби убедительно доказывает, что
установить истину в них можно только с помощью диалектики: “посредством нее человек становится
подготовленным к наукам, основанным на достоверном знании” [4, С. 422].
Искусство диалектики мыслитель относит
к философии, призванной выработать “способности ума к нахождению
сомнительных мест и поиску истины”. Ал-Фараби был
первым мыслителем Востока, кто в комментариях к сочинениям Аристотеля
по логике, диалектике, риторике, поэтике и в других трактатах
отстаивал идею превосходства философского знания над другими видами знания.
Философия, опирающаяся на рациональное доказательство, на логику,
ближе всего подходит к познанию истины, сущности бытия и открывает
разумному и деятельному человеку путь к счастью, делает его душу
бессмертной. Это же обстоятельство говорит в пользу того, что
управление обществом, государством, по мысли аль-Фараби, должен осуществлять
правитель-философ.
Проблемы философии и социологии, теории
музыки и математики, медицины и астрономии, теологии и политики исследуются
мыслителем с точки зрения логики. Аль-Фараби исключительно высоко оценивает
значение этой науки: как нельзя обойтись в языке без грамматики, так и в
мышлении нельзя обойтись без логики. С точки зрения современности речь идет о
формировании коммуникативных свойств личности, в основе которых лежит понимание
цели общения, знание грамматических законов, умение определять структуру своего
высказывания: при этом соотнесенность отобранных средств с ситуацией, мотивом и
уместностью обусловлены законами, исследуемыми в логике. В его “Вводных разделах по логике” ясно
прослеживается мысль о взаимосвязи
логики и грамматики, логического суждения и грамматической структуры
предложения. Большое значение имеют мысли аль-Фараби о риторике – такой отрасли
знаний, которая имеет отношение ко всем наукам. Риторика в процессе убеждения
применяет методы, общие для всех искусств, так как она “достигает убеждения во
всех родах вещей ... она имеет силу, позволяющую ей убедить всех людей относительно любой вещи” [3, С.470].
Мысль об интеграции научных отраслей прослеживается
в трактате “О необходимости искусства химии”, где аль-Фараби утверждает, что в основе абсолютного освоения предмета
лежат знания из различных областей
философии, что изучение искусства химии надо начать с математики и физики [1, С. 190]. В трактате “О некоторых
принципах физики” ученый дает характеристику физическим явлениям в аспекте их
способности порождать звук, а также описывает причины, обусловливающие его
высоту и низкость. Музыку, как уже
отмечалось выше, он относит к разделу математики и рассматривает ее в тесной
связи с принципами физики. В указанном трактате аль-Фараби пишет: “В музыке элементы, воспринятые из
естественной науки, то есть из физики, логически предшествуют друг другу.
Элементы, взятые из геометрии и арифметики, следуют за ними. Следовательно, нам
нужно начать с изучения первых принципов, заимствованных из естественной науки,
то есть из физики. Ибо нельзя было бы изучать арифметику, не прибегая к
принципам, взятым из геометрии, точно также нельзя было бы понять геометрию, не
воспользовавшись принципами, заимствованными из физики” [1, С.168-169].
Многократное использование арифметики, геометрии и
тригонометрии встречается в трудах аль-Фараби, посвященных теории музыки. В
“Трактате об астрологии” ученый,
высоко оценивая эту отрасль знаний, предлагает в основу ее освоения положить
методы математики [2, С. 319]. Высоко оценивая математику, аль-Фараби неоднократно
подчеркивал значимость “науки чисел”,
используемой не только учеными в отраслях различных знаний, но и всеми людьми в
рыночных и гражданских делах. Удивительным образом мысль ученого о практической
значимости математики ярко отразилась в
поэтических строках Н.Гумилева:
А для жизни
низкой были числа,
Как
домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число
передает.
Все виды творчества человека
совершенствуются на основе интуиции и
чувства гармонии. Навыки математического мышления помогают каждому, ведь математические
методы используются не только в статистике. И аль-Фараби доказывает связь
музыки с теорией чисел и эстетикой, поскольку в основе любого искусства
(музыки, поэзии, скульптуры) лежат правильные пропорции и алгебраические
закономерности. Здесь следует сказать о
специфичности понятия гармония
применительно к эстетическим взглядам мыслителя: сама по себе идея гармонии у
аль-Фараби соотносится с принципами
соразмерности, пропорциональности, уравновешенности. Говоря о гармонии, он обращается к примерам
из области истории и музыки, где
понятия сочетание и комбинирование
служат для характеристики совершенства
произведения.
В трактате “О музыкальной гармонии” ярко
выражена мысль о наличии межотраслевых связей, учет которых позволяет сделать
процесс познания более рациональным: “… если некоторые гармонические сущности
ускользают от наших собственных органов
чувств, нам следует поступать, как поступают, когда речь идет о науках,
основные принципы которых заимствованы
у других наук: их принимают такими, как они там определены, причем их
существование там уже доказано. Если от нас потребуют их истолковать, мы
обратимся к специалистам в этой другой науке” [1, С.211].
Подчеркивая значимость трудов
аль-Фараби и специфику его подходов к интеграции знаний, доктор философских
наук М.С.Бурабаев в предисловии к “Историко-философским трактатам” пишет: “В
его научном наследии постоянно подчеркивается взаимосвязь знаний и опыта, а в его логической
системе метод индукции получает широкую разработку” [4, С.98].
Литература