Педагогические науки/2.Проблемы подготовки
специалистов
Кулабекова
Г.К.
Таразский
институт Международного казахско-турецкого университета имени А.Ясави,
Республика Казахстан
Формирование конфликтологической культуры молодых специалистов как
тенденция профессионального образования
Современная
система образования должна развивать в человеке такие необходимые черты, как
толерантность, умение вести диалог, строить здоровые межличностные отношения,
умение находить выходы из возникших напряжений и противостояний путем
восстановления общения и грамотного поведения в сложных конфликтных ситуациях.
Только в таком случае практика образовательных учреждений будет отвечать
вызовам времени. В.А.Лекторский
выделяет и анализирует четыре понимания толерантности (терпимости):
толерантность как безразличие; толерантность как невозможность взаимопонимания;
толерантность как снисхождение к слабостям других; толерантность как расширение
собственного опыта и критический диалог. [1]
Проблема
формирования конфликтологической культуры молодого специалиста в разных уровнях
ее проявления, а именно: конфликтологическая готовность, конфликтологическая
компетентность, конфликтологическая культура, конфликтологические умения –
получила свое развитие, как в педагогических, так и психологических
исследованиях. Важными для данного исследования выступают положения
соответствия конфликтологической подготовки специалистов современным тенденциям
в процессе профессиональной подготовки.
Конфликтологическое
образование – это с одной стороны, составная часть общеобразовательной
подготовки человека, которая дает общее культурное развитие, обладая мощной
гуманистической направленностью. С другой стороны, это образование, дающее
технологическую оснащенность. В его основе - базовые правила поведения человека
в конфликтной ситуации, позволяя овладеть такими важными для совместной
деятельности качествами, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность,
стрессоустойчивость.[2]
Особая роль
конфликтологического образования в современном мире связана с тем, что построение любого цивилизованного,
демократически организованного общества предполагает соответствующую культуру
поведения личностей и социальных групп в возникающих процессах социального
взаимодействия и общения разного рода конфликтных ситуациях и напряжениях.
Именно эта культура незаметно, но постоянно влияет на весь ход этих процессов в
целом и на личность каждого из их участников.
Конфликтологические
знания объективно восстребованы во всех сферах социальной жизни. Поэтому
конфликтологическое образование (освоение совокупности теоретических знаний,
технологических умений и навыков, позволяющих людям цивилизованно выстраивать
общение в любой сфере социума и находить достойные варианты преодоления
возникающих между ними противоречий) важно начинать со школы, где закладываются
основы культуры конфликтологического мышления и поведения, и продолжать в системе непрерывного профессионального
образования.
Многие
процессы, происходящие в общественной жизни, в педагогической или
управленческой деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания
человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в
повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума.
Одним из действенных способов упреждения
конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и
педагогической помощи. Повышенный интерес вызывает вопросы адаптации молодых
специалистов к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования
процессов идентификации и интеграции, свидетельствующих о достижении
психологической совместимости людей и комфортности их межличностного общения.
Нерешенные
психологические проблемы, также неумение справляться с возникающими
психологическими проблемами, отсутствие навыков регулирования своей психики,
навыков самокоррекции делают молодых специалистов особенно уязвимыми к
нервно-психическим нарушениям и снижению эмпатии. Одна из проблем связана с низкой коммуникативной толерантностью.
«Коммуникативная толерантность - это
характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости
ею неприятных или неприемлемых, психических состояний, качеств и поступков
партнеров по взаимодействию».[3] В
профессиональной деятельности низкая
коммуникативная толерантность сопряжена с выходом отрицательной энергии на
партнеров по взаимодействию. Уравновешенность, совместимость с очень разными людьми характеризуют человека с
высоким уровнем коммуникативной толерантности и создают комфортную обстановку
для совместной деятельности.
Характеризуя
социокультурную ситуацию настоящего времени, Е.В.Бондаревская отмечает, что
культура ХХІ века видится как мировой интеграционный процесс, в котором
происходит смешение различных этносов и этнических культур. В результате
человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур,
взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения
культурной идентичности других людей. Проанализируем, насколько присуща
конфликтологическая составляющая для тенденций образования. Здесь ведущей
выступает гуманистическая тенденция. Именно она воплощается в идеале человека
ХХІ века. Такой человек ориентирован на сотрудничество, он не сможет совершить
деструктивных действий и не даст вовлечь себя в разрушительную деятельность.
Это означает реализацию в образовательно-воспитательном процессе следующих
задач: формирование безопасной личности, не способной причинять вред ни людям,
не самой себе; воспитание личности, владеющей родным языком и языками народов
мира, открытой к диалогу; воспитание гражданина и человека, способного быть
организатором и участником сложных общественных, экономических процессов и
структур управления. Важно отметить, что идеал человека ХХІ века содержит в
себе черты сформированной конфликтологической культуры и задача
образовательного процесса формулируется соответственно.
Ценности,
которые должны быть сформированы у выпускников вузов, можно таксономировать по
следующим признакам: гуманистические – права человека, уважение личности,
принципы взаимного общения; социокультурные, относящиеся к искусству,
литературе, морали и этике, религии, к науке и образованию, к культуре в целом.
Как видно, в гуманистические ценности включаются ценности конфликтологического
содержания, такие, как принципы взаимного общения, безопасность
жизнедеятельности, а также профессиональные ценности, потому что именно они
определяют направленность и мотивацию профессиональной конфликтологической
деятельности в профессиональной конфликтогенной среде.
Таким
образом, конфликтологическая культура специалиста может рассматриваться как
мера и степень сформированности специалиста-интеллигента: она способствует
проявлению черт специалиста - интеллигента в трудных и конфликтных ситуациях
профессионального взаимодействия.
Литература:
1.Тарабаева В. Причины конфликтов
инновационного развития. Высшее образование сегодня // №12, 2008г., стр 50-51
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография.
М., 1996
3.Психология здоровья. Под
редакцией Г.С.Никифорова. Изд.С-Петербургского университета, 2008г.,стр.290-292
4.Самсонова Н. Конфликтологическая культура
специалиста. //Высшее образование в России, №1,2003г.,стр. 124-127.