Ариткулова
Д.В.
г. Караганда,
КарГУ им. Е.А.Букетова
Современные
компьютерные игры как средство ознакомления детей дошкольного возраста с
природой и началами экологической культуры
Использование
компьютеров в образовании, в том числе дошкольном, уже перестало быть необычным
явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и
программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию
одновременно в виде
текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной
скоростью обрабатывать
данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства
деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр
и игрушек. Потому эффективность их применения зависит в первую очередь от
компетентности взрослых, которые помогут ребенку «умно» воспользоваться новым
средством.
В 1985 г.
ученые и специалисты Ассоциации «Компьютер и детство» положили начало
масштабной программе рационального использования новых информационных технологий (НИТ),
которая впоследствии стала основой многих государственных, академических и
региональных проектов. За прошедшее время на основе результатов проведенных научных исследований
разработано немало интересных и полезных компьютерных игр развивающего и обучающего
характера для детей, методик их применения в детских садах.
Все расширяющееся внедрение компьютерно
- игровых комплексов в дошкольные учреждения потребовало организации большой
систематической подготовки кадров. Уже в ходе экспериментальных
исследований выяснилось, что появление компьютера в детском саду затрагивает все
стороны педагогического
процесса и требует решения многих организационных вопросов. Работа
педагога в компьютерно - игровом комплексе тесно связана с работой руководителя,
воспитателей, методистов, медсестры, другого персонала. Она носит
исследовательский характер и требует обширных знаний из различных областей:
педагогики и психологии, эргономики и вычислительной техники, гигиены, социологии,
дизайна, лингвистики,
дефектологии и других наук /1/.
Применение
компьютеров в обучении и воспитании
детей дошкольного возраста - становится приметой нашего времени. Поистине велико количество игр, их
ассортимент становится все больше и больше. Это может сбить с толку любого, даже
специалиста, желающего научить ребенка пользоваться компьютером с целью его
обучения и развития.
Предлагаем классификацию компьютерных игр по
жанрам, которая поможет специалистам
разобраться в их разнообразии. Основных жанров здесь не много, но в каждом существуют свои течения. К тому же на
сегодняшний день среди производителей компьютерных игр вошло в моду совмещение нескольких жанров в одной
упаковке. Условно же все многообразие компьютерных игр можно свести к следующей
классификации:
1.
Адвентурные - приключенческие, оформленные как мультипликационный фильм
и возможностью управления ходом событий.
2.
Аркадные - дробление игры с целью перехода от одной миссии к другой. Как правило, в конце каждой миссии
игроку нужно справиться с противником.
3.
Логические - одна задача или набор нескольких головоломок, развивающих
логическое мышление (обучают детей счету, чтению, письму и другим предметам)
4.
Ролевые – в распоряжении игрока целый отряд персонажей, каждый из которых
выполняет отдельную роль или функцию. Задача героев – совместными усилиями
исследовать виртуальный мир с целью
выполнения поставленной в начале игры цели.
5.
Стратегии – основная их цель в управлении ресурсами, полезными
ископаемыми, войсками, энергией или другими подобными составляющими. Развивают
усидчивость, способность к планированию своих действий.
6.
Симуляторы – игра-имитатор. имеет в своем названии какую-нибудь
приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др.. Большое значение в этих
играх придается реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды.
7.
ЗD – Аction – повышенная степень
виртуальности создается за счет трехмерной графики и спецэффектов, где, как и в
реальной жизни есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Для этих игр
требуется компьютер с высокими системными требованиями /2/.
Нельзя
сказать, что игры одного жанра, безусловно плохи, а игры другого — хороши. Например,
некоторые стратегии развивают в ребенке усидчивость, способность к оценке своих
действий, тренируют перспективное мышление. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, реакцию, но здесь рекомендуется
строгое ограничение по
времени /3/.
При
правильном подборе компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность,
быстрота действий, появляется психологическая готовность к учебе и работе с компьютером.
Педагогам следует
помнить, что в дошкольном возрасте главная задача — воспитание психологической
готовности к применению компьютера и создание чувства комфортности в процессе работы с ним /50/.
Итак, проанализировав казахстанский рынок
компьютерных игр, были выявлены следующие, способствующие ознакомлению
дошкольников с природой и началами экологической культуры:
«Следопыты. Загадки Матики». Игра предназначена для детей 7-9 лет. Перед детьми
разворачивается захватывающий сюжет:
когда начинают пропадать редкие представители фауны и вслед за ними
исчезает всемирно известный ученый, становится ясно, что за дело нужно браться
следопытам. Дети сами раскрывают экологические преступления. В игре
закрепляются знания по предметам начальной школы. Еще один вариант игры –
«Следопыты. Тайна пирамиды».
«Дикая природа». Перед юными игроками предстает экзотический мир диких
животных от каменного века до сегодняшних дней, но пока здесь царит хаос, и
задача детей упорядочить его. Можно строить исследовательские центры и
генетические лаборатории, воскрешать мамонтов, динозавров и гигантопитеков.
Фактически перед детьми 2 игры: дополненная «Дикая природа» и оригинальная «В
мире животных».
«В мире животных». Ребенку предлагается стать директором зоопарка,
которому позволено все: планирование мест для размещения животных, приобретение
зверей необходимого оборудования для их содержания, масса других возможностей.
Детям предстоит знакомство с 45 анимированными животными, 20 интереснейших
миссий или «свободная» игра в разных концах земного шара.
«Умники изучают жизнь». Как дышит рыба, откуда берется молния, чем питается
носорог? На эти и многие другие вопросы ответят умники. Умники – это компания
любознательных и очень веселых ребят в мире, их девиз: познай мир путем
эксперимента! Окружающая среда, законы физики, природные явления – все станет
объектом увлекательных исследований малышей. Игра содержит 100 оригинальных
экспериментов, тематические разделы, разработанные педагогами. Существует
поисковая система по слову, предмету или разделу, имеется мастер создания
собственных разделов. Игра в большей мере предназначена для детей младшего
школьного возраста, но если старший дошкольник
уже сейчас проявляет большой интерес к познанию жизни, то игра подойдет
и ему.
«Умники изучают природу». Это более сжатый вариант предыдущей игры. В этой игре
дети, отправляясь в путешествие с этими любознательными ребятами, много узнают
о родной планете – Земля. Дети изучают моря и океаны, вулканы и пустыни, флору
и фауну, узнают много нового и интересного о земном шаре. Обучение проходит в
веселой игровой форме, простой и удобный интерфейс.
«Путешествие
по морям и океанам». Это
увлекательная обучающая игра, которая поможет ребенку больше узнать о нашей
планете и позволит весело провести время. 11 познавательных историй,
рассказывающих об океанах Земли, рассказы о явлениях, связанных с жизнью морей,
сопровождаются красочной графикой, анимацией и чередуются с интересными играми.
Известный путешественник Боб приглашает в увлекательную экспедицию. На этот раз
целью исследований станут моря и океаны нашей планеты. На небольшом
исследовательском судне детям предстоит отправиться в долгое плавание. По пути
Боб расскажет о том, какие океаны есть на Земле, кто обитает в их глубинах, как
образуются острова и множество других интересных и познавательных историй.
«Животный мир» - это не просто игра, это настоящее царство животных.
Молодому львенку Кьямба, потерявшему своего отца, предстоит многому
научиться и многое узнать. Впереди его ожидают захватывающие и опасные
приключения, преданные друзья и коварные враги. Кьямба вырастет и станет
Королем африканских саванн, и ребенок может помочь ему в этом. Хитрая и
коварная гиена Понго изо всех сил стремится помешать львенку. Ее цель не просто
найти наилучшие условия существования для стаи, которую она возглавляет, но и
подчинить себе других обитателей саванн. Дети познакомятся с дикими джунглями и
их обитателями, узнают, что здесь все подчинено законам природы.
«Географикус» (из серии игр «Обучение с приключениями»). Игра
содержит интерактивную познавательную энциклопедию. В ней можно узнать много
нового и интересного и мире, в котором мы живем. Энциклопедия охватывает
большое количество тем по географии, геологии и истории Земли. Здесь есть
статьи о внутреннем строении нашей планеты, дрейфе континентов, вулканах,
землетрясениях, природных ископаемых, драгоценных камнях и многое другое. Все представлено
в интересной и доступной для маленьких детей форме. Тексты озвучены диктором и
иллюстрированы фотографиями, рисунками и анимированными картинками.
Интерактивная энциклопедия состоит из разделов: «История Земли», «Голубая
планета», «Беспокойная Земля», «Земля в движении», «Формирование ландшафта».
«ZOO TYCOON». Детям
предоставляется возможность в роли посетителей или управляющего зоологического
сада. В игре представлены более 30 видов животных из всех уголков земли. Дети
имеют возможность влиять на любые аспекты жизни зоопарка. Все это, вкупе с 3D графикой и продуманным до мелочей интерфейсом,
сделает экскурс в мир животных интересным, увлекательным и ярким.
«В поисках Немо». Игра посвящена истории маленького отважного Немо,
похищенного водолазами и его отца Марвина, отправившегося на поиски сына.
Ребенку предстоит пройти по пути героев замечательного мультфильма, созданного
студией Pixar и компанией Disney.
Его ждет знакомство с забавной рыбой Дари, отважной черепахой, троицей акул,
пеликаном, чайками, французской креветкой, морской звездой и другими
обитателями океана. Данная игра аркадная, озвучена профессиональными актерами.
Впервые игра от Disney переведена на русский язык.
«В поисках Немо» (часть II). Отважному мальчику Немо удалось
сбежать из аквариума, в который он попал стараниями безжалостных водолазов и
снова встретиться с папой Марвином. Теперь заботливый отец хочет сделать из
сына суперпловца. Обитатели океана решили помочь Немо и устроили ему 7
супериспытаний. Они научат Немо правилам подводного движения, потренируют
память и внимание и напомнят что такое дружба. Игра переведена на русский язык
и озвучена профессиональными актерами. Как и в первой части дети знакомятся с
обитателями океана, условиями жизни морских жителей.
«Медвежонок Плюм. Удивительное
путешествие». Плюм – маленький
белый медвежонок, который живет на Северном Полюсе и постоянно попадает в
невероятные истории. В этой игре он отправляется в самую жаркую страну –
Африку. Детей ожидает море сюрпризов, оригинальная музыка, 8 динамических мини
– игр, 2 уровня сложности, также они познакомятся с обитателями жаркой Африки.
Другие варианты игры – «Медвежонок
Плюм. Возвращение домой», «Плюм и большая Медведица».
«Удивительные приключения охотника Кенаи
и медвежонка Коды». Игра оформлена
в виде интерактивного мультфильма, т.е. с ответной реакцией на действия
ребенка, когда при указании курсором или нажатии кнопки мыши любой предмет
начинает издавать звуки или совершать определенные действия, что создает эффект
непосредственного вовлечения в сюжет игрового процесса. Сюжет игры начинается с
того, как великие духи Северного сияния превратили юного охотника Кенаи в
медведя. Чтобы вернуть человеческий образ, Кенаи необходимо найти волшебное
место, где Свет сходится с Землей. Путь Кенаи и его юного друга – медвежонка
Коды лежит через горы, реки, ледники и леса. По дороге дети вмести с героями
игры узнают много нового об окружающем мире, о лесных законах, знакомятся с
жизнью и повадками медведей, находят друзей.
«Русский лес». Вместе с трудягой ежиком, сластеной медведем, хитрой
лисичкой, непоседой зайчиком и многими другими обитателями зеленой страны,
ребенок отправляется в познавательное и увлекательное путешествие по русскому
лесу. Его проводниками будут тигренок Усик и слоненок Бивень. Они знают все о
повадках зверей, о том, чем они питаются и как охотятся, как готовят запасы на
зиму и защищаются от врагов, и расскажут об этом ребенку. Игра насыщена
интересными познавательными рассказами о животном и растительном мире.
Прослеживается высокое качество озвучивания, повествование сопровождается
красочными иллюстрациями.
«Кто подставил Космо - Кролика?». Это красочная аркадная игра с трехмерной графикой.
Ребенку предстоит перевоплотиться в Кролика, поедающего радиоактивную морковку
и вооружиться лазерной пушкой. Планета страдает под натиском инопланетных
грызунов, которые, размножаясь, уничтожают Землю. Таким образом, дети тоже
могут почувствовать себя защитниками родной планеты – Земля.
«Невероятные приключения Тимона и Пумбы
на просторах Африки». Игра
создана по мотивам известной диснеевской сказки «Король лев». По приказу Короля
льва – Симбы, два веселых друга – Тимон
и Пумба должны найти семерых животных, сбежавших из царства и убедить их
вернуться. Дети вместе с героями игры должны проявить всю изобретательность и
выдумку. Игра состоит из двух уровней сложности, насыщена графикой и
замечательными музыкальными темами. Дети не только познакомятся с животными
Африки, но и вспомнят героев мультфильма «Король лев».
На
основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что большинство
современных компьютерных игр, касающихся ознакомления дошкольников с природой,
направлены на развитие внимания, сосредоточенности, быстроты действий, знакомят
с явлениями живой (растительный и животный мир) и неживой природы, формируют
положительное отношение к природе и окружающей среде. Однако, растительный мир
остается малоисследованным детьми, и ему уделяется меньше внимания, со стороны
производителей компьютерных игр. Что касается производителей, то большинство
компьютерных игр, в которые играют казахстанские дети, создано российскими
производителями, отечественных же в данной области не выявлено.
Литература: