Забродовская
Н.П.
Боброва
В.В
КарГУ
им. Е.А. Букетова г. Караганда
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ И ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Профессионализм дефектолога-логопеда
заключается в том, что он должен найти самый короткий и простой путь постановки
звука у ребёнка со стороны фонетической и речедвигательной
ритмики как вспомогательного приема формирования звуковой стороны речи.
Речедвигательная и фонетическая ритмика
органически входят в работу по формированию произношения и играют существенную
роль как в коррекции речи детей младшего возраста, так и в развитии у них
естественности движений.
Комплекс
двигательных упражнений, в котором участвует мелкая и крупная моторика рук,
ног, голова, туловище, дающие импульсы в кору головного мозга, кинетически
отражают правильное положение артикуляционного аппарата, произнесение определенного
звука, слога, слова, фразы.
В научной литературе
доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием
произношения.
Речедвигательная
и фонетическая ритмика рассматриваются нами как один из методов коррекционного
воздействия на детей с общим недоразвитием речи, способствующий становлению
межанализаторных связей, формированию фонематического восприятия,
совершенствованию просодической стороны речи, развитию речевого дыхания,
общей и мелкой моторики, и используется наряду с традиционными методами,
принятыми в логопедической практике.
Описание и
схемы движений, направленных на вызывание
и автоматизацию шипящих звуков, представлены в табл.1.
Следует отметить, что при работе над автоматизацией и дифференциацией
согласных звуков, начиная со слов, движением сопровождаются только
отрабатываемые звуки (в отличие от слога, когда движением сопровождается
произнесение всех звуков, составляющих слог).
Речедвигательные упражнения применяются на
различных этапах таких занятий. При этом соблюдается принцип предваряющего
использования движений речедвигательной фонетической ритмики, когда
проговаривание речевого материала в сопровождении движений предшествует
проговариванию того же материала без двигательного сопровождения [3].
Известно, что подвижность
артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы ребенка.
Как правило, у маленьких детей имеются определенные (иногда весьма
значительные) нарушения моторики. Это, в свою очередь, отражается на
произносительной стороне речи детей: темп их речи замедлен, речь часто
напряжена, монотонна, невыразительна.
Таблица 1- Использование
речедвигательных упражнений на различных этапах работы над шипящими звуками
В процессе проведения занятий по ритмике,
дефектолог-логопед вначале демонстрирует каждое новое движение по данному
звуку, давая характеристику каждого из его компонентов, объясняя ту или иную
последовательность в его произношении.
Эти сведения одновременно нужно
подкреплять тактильно-вибрационным контролем, который зависит от содержания
звука. С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений,
сопровождающих воспроизведение тех или иных фонетических элементов речи.
Приложенной к собственной гортани рукой ребёнок ощущает вибрацию гортани при
колебании голосовых складок и устанавливает различие между вокализованными и
невокализованными звуками.
Рукой, приложенной к поверхности
грудной клетки, можно определить наличие или отсутствие голоса, а также факт
произнесения речевого материала голосом нормальной высоты или фальцетом. С
помощью кожного анализатора можно уловить признаки, свойственные некоторым из
произносимых звуков. Так, например, при произнесении звука «и» можно ощутить не
только характерную для всех гласных вибрацию гортани, но и вибрацию темени. При
воспроизведении носовых звуков «м», «н» ребёнок может, помимо вибрации гортани,
воспринять вибрацию щек и крыльев носа.
С помощью кожной
чувствительности воспринимается также и струя выдыхаемого при произнесении
воздуха (приложить тыльную сторону ладони напротив струи выдыхаемого воздуха).
Иногда различие между
звуками устанавливается детьми исключительно на основании
тактильно-вибрационных ощущений. Так, например, разница между звуками «к» и «х»
определяется лишь по характеру струи выдыхаемого воздуха. Эти звуки сходны
оптически (ребёнок видит открытый рот и отодвинутый в глубь рта язык), при их
воспроизведении отсутствует вибрация гортани (оба звука относятся к
невокализованным).
Таким образом, благодаря
кожному анализатору ребёнок получает такую информацию о работе речевых органов,
которая недоступна зрительному анализатору. Но сама по себе эта информация явно
неполная, нечеткая, недостаточна для характеристики того или иного
фонетического элемента и не может служить достаточно надежной базой для
усвоения произношения, так как возможности двигательного анализатора для
восприятия речи другого человека очень ограниченны.
Для детей с нарушением речи
подобное использование двигательного анализатора в связи с осязательным
восприятием речевых движений рукой играет лишь подсобную роль при обучении произношению.
В то же время
исключительно важная роль принадлежит двигательному анализатору благодаря тем
проприоцептивным импульсам, которые поступают в мозг от самих движущихся
речевых органов. Вместе с нервными импульсами от слизистых оболочек, выстилающих
речевые органы и приходящих в соприкосновение или деформирующихся при
артикуляционных движениях, они составляют основу речевых кинестезии.
Использование кинестетических импульсов от речевых органов может в некоторых
случаях служить отправным моментом в работе над артикуляцией. Это имеет место в
тех случаях, когда речевые органы ребёнка пассивно приводятся в то или иное
положение или движение посредством механического на них воздействия. Примером
могут служить общеизвестные приемы нажима шпателем на язык при постановке
фонемы «к» или колебание шпателем переднего края языка при постановке фонемы
«р». В подобных случаях у ребёнка возникает первичный кинестетический образ
артикулируемой фонемы, который в дальнейшем служит опорой для активного,
произвольного воспроизведения артикуляции.
Однако главное
значение тактильно-вибрационного контроля состоит в том, что он обеспечивает
ребёнку с нарушением речи, возможность естественного текущего самоконтроля над
произношением. Это распространяется на все речедвигательные и фонетические
элементы речи, которые тем или иным путем ребёнок усвоил в своем произношении.
Поэтому
умение правильно пользоваться тактильно-вибрационным контролем, воспринимать и
подражать разнообразным ритмам, способствует адекватному воспроизведению
ритмического рисунка слов, ускоряет развитие других лингвистических
способностей.
Таким
образом, данная система упражнений из речедвигательной
и фонетической ритмики опосредованно имеет большое значение для развития
умения сочетать тактильно-вибрационный контроль, движения и речь, т.е.
подчинять их единому ритму, являющегося одним из универсальных базовых
способностей человека.
С учетом специфики коррекционной
работы по звукопроизношению с элементами речедвигательной
и фонетической ритмики, мы можем определить коррекционную деятельность
дефектолога в этой области при работе с детьми, имеющие речевые дефекты как:
-
поиск путей повышения
эффективности коррекционной работы с учётом высокой пластичности центральной
нервной системы, социальной сущности речи, выбора правильных средств и методов,
определяющих перспективу процесса устранения речевых нарушений;
-
выбор адекватных путей
постановки звуков, при которых наиболее оправданным является учёт
артикуляторной близости звуков и естественные, присущие речи способы его
реализации;
-
организация тренингов по
речедвигательной и фонетической ритмике,
влияющих на развитие темпа и ритма речевого дыхания; развитие орального
праксиса; укрепление мимической мускулатуры; формирование фонематической
системы; развитие темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик
речи; умение сочетать движения и речь, т.е. подчинять вызывание звука движениям и единому ритму;
-
мастерство и личностные
качества дефектолога-логопеда;
-
обмен опытом по
организации коррекционной деятельности.