ИСА БАЙЗАКОВ  -  ПОЭТ-ИМПРОВИЗАТОР

 

Негимов С.

Казахстан. Астана. д.ф.н., профессор Евразийского национального

университета им. Л.Гумилева

 

        

         В импровизаторском искусстве четко просматривается также связь музыки и поэзии. Творчество известного казахского поэта-импровизатора, мастер сцены Исы Байзакова впитавшее в себя многовековые традиции казахской культуры, ее духовное богатство, отличается своей индивидуальностью, мелодичностью и неповторимыми чертами. И.Байзаков, умело,  используя художественно-изобразительную систему поэтической речи, в полной мере реализовал широкие возможности родного языка.

         В творчестве поэта-импровизатора в изобилии встречаются фразеологические обороты, фольклорные эпитеты, метафорические выражения, индивидуальные словосочетания, перифразы, сравнения. В поэтических произведениях также можно выявить крылатые слова и крылатые выражения. Они как правило отражают: 1) философско-эстетические и морально-дидактические мысли; 2) гражданский и героический пафос; 3) находчивость и красноречие; 4) силу знания; 5) любовь к народу.

         Ведущим носителем духовной культуры казахского народа  является – поэт-импровизатор, сказитель, мастер сцены Иса Байзаков. Он внес огромную лепту в письменную и устную казахскую литературу. Его поэзии присуще красота, возвышенность, интимность, сопричастность ко всему происходящему. Иса Байзаков, воспитанный в лучших традициях казахской национальной культуры, в своем творчестве опирается на фольклор и многовековые традиции устной поэзии.

         Перу известного поэта принадлежит высоко художественные произведения, воспевшие любовь дружбу, верность, честность, добропорядочность – те человеческие качества которые вечны.

         Одним из значительных произведений И.Байзакова является поэма двух возлюбленных – «Акбопе». Поэт посредством показа живописных картин и лирических отступлений героев передает их внутренний мир. Надо заметить, что первое четверостишье поэмы основано на психологическом параллелизме. Мастерство поэта-импровизатора проявилось и

         В поэме И.Байзакова часто используется поэтические сравнения отражающие красоту Акбопе такие как «красивая как лань», «очи как солнечные лучи», «лицо белое, как лебяжий пух», «луноликая» и другие. В поэме встречаются и образные словосочетания: «Пламень сердца», «пламя печали», «ключ к сердцу», «яд любви», «опустошенность души» и т.д.

Автор, используя гиперболу, воспевает сказочный образ коня Актарлана: Глаза коня изучают пламя, готовые извергнуть недра земли. Грива его подобна полыхающему знамени, за день он всю землю облетит. (подстр. пер.)

Красоту природы поэт иллюстрирует следующими строками: Красивые лучи при вечернем закате, на землю шелковую как цветы рассеялись. Синим шатром на землю, опрокинулось глубокое небо.   (подстр. пер.)

Иса Байзаков тесно сочетая поэтическую импровизацию с традициями письменной литературы, создал оригинальный жанр искусства, которые является ценным наследием казахского народа. Рассматривая текстологию поэмы «Акбопе» мы видим как автор работая над рукописью до выхода в печать сокращал, исправлял, редактировал поэтический текст. 1  К примеру приведем четверостишье исключенное из поэмы: Пламень сердце унеслось за глубокой окоем, в звездочки превратились искорки от этого пламени. Все реки текущие в золотой степи, говорят, что это выплаканные слезы Акбопе.

Эти строки еще раз подчеркивают особую тонкость языка поэта, ассоциативность и метафоричность. Благодаря образному языку и яркой фонтазиии поэта пламень сердца Акбопе преврашается в звездочки, а слезы Акбопе разливаются реками в золотой степи.

К высокохудожественным произведениям И.Байзакова можно отнести лирическую, основанную на исторических событиях, поэму «Красавица Куралай». Поэт, используя, весь богатый художественно- изобразительный арсенал казахской эпической  поэзии вкладывает в это произведение глубокий философский смысл.

Резюмируя вышесказанное о талантливом певце казахской земли Исе Байзакове надо отметить, что главной доминантной его многогранного творчества была любовь краю и своему народу.

Находясь, на стыке фольклора и литературы индивидуальная акынская поэзия имеет глубокие корни в фольклорной традиции, обогащенные своеобразием индивидуального стиля казахских акынов.